Ритуал закладка храма
Закладка храма в древние времена сопровождалась многочисленными церемониями, самые важные из которых, судя по рельефам, проводились самим фараоном. Трудно поверить, чтобы в более поздние времена, когда Египтом правили Птолемеи или римляне, сам фараон или император лично появлялся в храме и проводил все эти процедуры, которые мы видим на рельефах, хотя в династические времена так оно, возможно, и было. В более поздние времена, как выяснилось, церемонии стали просто данью традиции. Изображения церемоний при закладке храма встречаются во многих храмах династического периода, но самые подробные мы видим в храмах Эдфу и Дендеры.
В первой сцене фараон покидает дворец, а перед ним несут четыре штандарта первобытных племен Верхнего Нила: Шакала первого порога, Сокола Эдфу, эмблему Фив и Ибиса Гермополя. Затем мы видим, как фараон отмечает колышками границы храма вместе с Сешат, богиней истории, прокладывает мотыгой первую борозду для закладки фундамента перед богом, которому посвящен храм, бросает семена или зерна благовоний в эту борозду, изготовляет кирпич из глины и, наконец, посвящает храм богу. Строительство египетского храма считалось законченным только после того, как он был «украшен». Его стены от пола до потолка покрывались росписью и рельефами, но с момента окончания строительных работ до полного завершения украшения стен проходило порой много лет. На различных стадиях создания росписей и рельефов, например в храме Эдфу, фараон официально посвящал богу рельефы, в сценах он часто предлагает ему хекер – иероглиф, обозначающий «украшение», – в качестве символа этой стадии отделки. Надписи, которыми снабжены сцены закладки храма, как правило, стереотипны и представляют интерес только в том смысле, что в них указываются даты и порядок возведения храма.