Дендера
Храму Хатхор в Дендере недостает безупречного качества, присущего ансамблю Сети в Абидосе. Но астрономический декор потолка и святилища на крыше дают нам возможность представить себе, какими были ритуалы древнеегипетских солнечных культов, в том числе и в тех местах, где подобных памятников не сохранилось. Памятники Дендеры также демонстрируют нам, как правители эллинистической и римской эпох, уподоблявшие себя фараонам и божествам Древнего Египта, копировали архитектуру храмов, обряды и иконографию с точностью до последнего иероглифа, хотя и допуская порой некоторую вольность в деталях рельефов и росписей. Богини и царицы стали изображаться с более пышными формами, а на ступнях их величеств теперь наличествовали все пять пальцев (древние египтяне изображали только большой палец ноги).
Внешние постройки
Храм окружали различные здания, которые сейчас по большей части разрушены. Отличительной чертой эллинистических храмов был маммизи, или «дом рождения», в котором царь почитался как Хор, божественный владыка. Когда римляне строили вокруг храма стену, она разделила на две части «дом рождения» Нектанеба (XXX династия) и пришлось строить новое сооружение такого же типа. На южной стене «дома рождения» римского периода есть несколько изящных рельефов, а капители колонн и архитравы украшены крошечными фигурками Бэса и Таурт. Между двумя маммизи находятся развалины коптской базилики V века, построенной из каменных блоков, заимствованных из соседних зданий. Обратите внимание на резные коптские кресты.
Милостивая Хатхор считалась богиней-целительницей, и в ее храм приходили паломники, страдающие от различных болезней. В храмовой лечебнице они получали рецепты исцеления во время сна, возможно, вызванного наркотическим опьянением. Воду для ритуальных омовений брали из священного озера, впоследствии высохшего и поросшего пальмами, среди которых в изобилии водятся птицы.
Рядом находится разрушенный храм Исиды, в котором почитались Исида и Осирис. Он был построен злейшим врагом Клеопатры, Октавианом, уже после того, как он стал императором Августом.
Храм Хатхор
Хотя святилища Хатхор, богини радости и удовольствий, существовали в Дендере с додинастических времен, существующий храм Хатхор - произведение греко-римской эпохи, построенное в период с 125 г. до н. э. до 60 г. н. э. Хотя строительство велось с целью утвердить законность власти иноземных правителей Египта, храм повторяет древнеегипетские образцы с их чередой гипостилей и вестибюлей, ведущих в темное святилище и зримо воплощавших «переход от яркого света египетского солнца к тайне, заключенной в святая святых».
Храмовый фасад представляет собой пилон с шестью хатхорическими колоннами, поднимающимися над стеной. И снаружи, и внутри Хатхор чаще изображается в человеческом виде, а не в облике коровы. Поскольку эта часть храма была построена в годы правления Тиберия, на рельефах изображены римские императоры, приносящие дары богам, а именно Тиберий и Клавдий перед Хором, Хатхор и их сыном Ихи и Тиберий в облике сфинкса перед Хатхор и Хором. На гравюрах XIX века можно видеть, что храм был занесен песком почти до притолоки портала, поэтому именно верхняя его часть приняла на себя основной удар коптского иконоборчества.
Колонный зал
Войдя в колонный зал с восемнадцатью хатхорическими колоннами, дайте глазам время, чтобы привыкнуть к сумраку, и лишь затем начинайте рассматривать знаменитый потолок с астрономическими изображениями, во многих местах сохранившими первоначальные цвета. Это не карта звездного неба в современном смысле слова, а символическое изображение небесных тел, часов дня и ночи и сфер господства солнца и луны. Хотя из-за Кенской излучины храм ориентирован с севера на юг, а не по привычной оси запад-восток (египетские храмы всегда выходили фасадом на Нил), в росписи потолка сохранено традиционное разделение неба на северную и южную половины.
Над центральным проходом изображен ряд летящих грифов и крылатых дисков, которые отделяют левую часть потолка, представляющую южную сторону неба, от правой, посвященной ночи. Первый ряд фигур начинается с изображения Ока Ра в ладье, над которой помещены фигуры четырнадцати дней убывающей луны. За изображением полнолуния в центре следуют четырнадцать дней растущей луны (каждый из них имел свое божество), заканчивают последовательность полный лунный диск, которому поклоняется Тот, и, наконец, изображение этого небесного тела в виде Осириса, которого охраняют Исида и Нефтида. Души в обликах шакалов и птиц украшают ладью Ра во время ее путешествия по солнечной стороне неба.
В следующих двух регистрах изображены планеты, звезды двенадцати ночных часов и знаки зодиака (заимствованные из Вавилонии). Самые дальние участки заняты изображением Нут, которая рождает солнце на утренней заре и проглатывает его на закате. С одной стороны изображено рождение бога восходящего солнца - Хепри (жук-скарабей) [с другой - солнечные лучи снисходят на Хатхор].
Зал явлений
Эллинистическая часть храма открывается украшенным колоннами Залом явлений, где Хатхор изображена вместе с другими богами, перед своим отправлением в Идфу. При свете факела можно рассмотреть на входной стене рельефы со сценами принесения даров, основания храма и посвящения его богам. Обратите внимание на «пустые» картуши, которые свидетельствуют о «текучке кадров» в правящих кругах эллинистической эпохи. Камнерезы не хотели тратить силы на надписи с именами царей, которые могли вскоре лишиться престола, они даже могли не знать, кто именно правит на данный момент в Александрии, - такие уж были времена. Тем не менее в Дендере продолжали совершаться религиозные обряды, жрецы по-прежнему хранили священные предметы из драгоценных металлов в сокровищнице и брали воду для ритуальных омовений из колодца, к которому можно пройти через так называемую Нильскую залу.
Симметричные им помещения с противоположной стороны Зала явлений включают в себя лабораторию, в которой готовили и хранили духи, благовония и мази (обратите внимание на рельефы с рецептами и изображениями слуг, приносящих экзотические компоненты), и еще одну комнату для хранения ценных предметов. С внутренней стороны передней стены зала находится культовый календарь, в котором перечислены прзднества, проходившие в храме.
Зал даров и Зал Эннеады
Далее расположен Зал даров, который образует вестибюль храма в собственном смысле слова. Отсюда на крышу ведут две лестницы, по которым выводили священных животных. На задней стене помещен список даров. на противоположной стене коридора рельеф с изображением царя, подносящего Хатхор ее любимый напиток.
Дальше мы попадаем в Зал Эннеады, где некогда стояли статуи богов и царей, участвовавших в церемониях в честь Хатхор. Гардероб богини хранился в комнате по левую руку, рельефы на ее стенах изображают жрецов, несущих ларцы со священными одеяниями. С внешней стороны стены святилища можно увидеть тексты «Гимнов пробуждения». В самом святилище стояла статуя Хатхор и церемониальная ладья, которую жрецы выносили к реке и помещали на корабль. Почитатели богини затем буксировали его вверх по реке в Идфу, где Хатхор сочеталась брачными узами с Хором. На рельефах изображены ежедневные ритуалы (описанные в связи с храмом в Абидосе) и царь, преподносящий статуэтку Маат богам - Хатхор, Хору и Харсомту, или Хору Сематауи (задняя стена).
Боковые молельни
Два коридора с боковыми молельнями идут вдоль святилища, соединяясь позади него. Над дверью в Коридор мистерий изображена Хатхор в облике коровы, стоящая внутри деревянного ковчега на ладье. За часовнями Исиды, Сокара и Священной змеи вы найдете «Дом Систра» (систр - музыкальный инструмент Хатхор), здесь в стенных нишах изображена Хатхор как богиня неба и Ихи в ипостаси бога музыки . В помещение можно попасть через темную молельню Пер-Ну, откуда Хатхор отправлялась в свое брачное путешествие в Идфу во время празднования Нового года (который в древние времена приходился на 19 июля).
Новогодняя процессия выходила из часовни Пер-Ур, откуда сейчас можно подняться по шаткой лестнице в небольшое помещение с рельефными изображениями Хатхор, Маат и Исиды. В часовне Пер-Несер смотритель откроет люк в полу и проводит вас вниз, в крипту с низким потолком, украшенную резными изображениям кобр и лотосов. В самой часовне Хатхор изображена в своей самой грозной ипостаси - в облике львицы, поскольку ко времени Птолемеев она стала отождествляться с богиней-львицей Сехмет и богиней-кошкой Бастет. Самое ценное имущество храма хранилось в помещении под часовней Ра.
Если во время осмотра вы случайно не наткнулись на так называемое «Место чистоты» - часовню Нового года с рельефом, на котором богиня Нут рождает солнце, сияющее над головой Хатхор, - вернитесь в Зал Эннеады, пройдите налево в переднее помещение, а затем сверните направо. Именно здесь совершались обряды, предшествующие церемонии воссоединения Хатхор с солнцем, которая проводилась на крыше храма. Осмотрите молельни на крыше, а затем выйдите из храма и идите вокруг него к задней стене, где на рельефе с процессией богов можно увидеть две поврежденные фигуры - Клеопатры и ее сына Цезариона. Круглое лицо женщины в короне Хатхор настолько не вяжется с представлениями о легендарной красоте царицы, что большинство предпочитает видеть в этом рельефе стилизованное изображение, а не реальный портрет Клеопатры.
Молельни на крыше
С обеих сторон Зала даров находятся лестницы, ведущие на крышу храма; на стенах изображена новогодняя процессия, во время которой статую Хатхор в открытом ковчеге выносили наверх, где она ждала рассвета. Лучи солнца, касаясь статуи, оживляли ба (душу) Хатхор для нового годового цикла. Рядом с павильоном солнца, за фасадом гипостиля, находятся два ряда помещений, связанных со смертью и воскресением Осириса. Хотя молельни на крыше существовали в большинстве храмов, в Дендере они сохранились до наших дней в неповрежденном виде.
Часовня слева (если вы стоите лицом к югу) примечательна рельефами на внутренних стенах: Исида и Нефтида оплакивают Осириса, Осирис проходит сквозь врата подземного мира и, наконец, Осирис оплодотворяет Исиду, изображенную в виде парящей хищной птицы.
Другая анфилада помещений украшена гипсовой копией знаменитого зодиакального потолка Дендеры, вывезенного Лелорреном в 1820 году и хранящегося теперь в Лувре. Зодиакальный круг, поддерживаемый четырьмя богинями, отличается от нашего только наличием скарабея на месте Скорпиона и богини-гиппопотама Таурт. Египтяне (как и жители других стран) узнали о зодиаке от римлян, которые сами заимствовали его у вавилонян. Будьте осторожны, в помещении низкий потолок!
Самое яркое впечатление - это величественный вид на храмовый комплекс и окрестности, открывающийся с крыши. Обратите внимание и на надписи, оставленные французскими солдатами в 1799 году: среди них есть имена командующего Дезэ и художника Денона, который, находясь в Дендере, продолжал делать зарисовки перед лицом наступающих мамлюков; когда у него кончились грифели, он делал свинцовые карандаши из пуль.