Пушкин и Клеопатра
Стихотворение "Клеопатра" о знаменитой египетской царице Александр Сергеевич Пушкин сочинил осенью 1824 года в Михайловском, где находился в ссылке. В этот период он разрабатывал темы античности и знакомился с историческими трудами. Один из римских историков, живший в VI веке нашей эры, Аврелий Виктор, написал о Клеопатре Седьмой: "Была она так сластолюбива, что часто продавалась, и так прекрасна, что многие покупали ее ночь ценой смерти". Эта фраза привлекла внимание русского поэта, он домыслил ее художественно, нарисовав в своем стихотворении сцену пира в александрийском чертоге, на котором надменная царица предлагает свой холодящий душу торг.
Клеопатра – легендарная личность. Событий, происшедших в ее жизни, хватило на множество художественных произведений, но к реальным историям добавлялись и мифы. Так, фраза римского историка Аврелия Виктора несомненно относится к мифотворчеству или просто к историческому анекдоту, который и приглянулся Александру Сергеевичу в качестве яркого психологического сюжета.
Не будем думать, что Пушкин принял сказанное на веру: будущий классик в то время изучил и другие исторические материалы о Клеопатре, но его внимание привлекли страсти роковые – здесь было где разгуляться поэтической фантазии.
Подтверждением этому может служить известный пример с "Капитанской дочкой" и "Историей Пугачевского бунта". Александр Сергеевич, пользуясь одними и теми же материалами, в одном произведении рассказал о зверствах Пугачева, а в другом – изобразил его добрым человеком, таким, каким он был в мифах.
"В моей любви для вас блаженство"
Но вернемся к стихотворению "Клеопатра". Через четыре года Пушкин продолжил работу над этим произведением. Вторая его редакция (от 1828-го) позже и была включена издателями в неоконченную повесть "Египетские ночи". Книгу опубликовали в 1837 году в "Современнике" вскоре после смерти поэта.
Стихотворение "Клеопатра" начинается с описания пышного александрийского пира, который царица оживляла "голосом и взором". Но "вдруг над чашей золотой она задумалась – и долу поникла дивною главой…" Ей пришла мысль бросить вызов пирующим:
"Внемлите мне: могу равенство
Меж вас и мной восстановить…"
"В моей любви для вас блаженство,
Блаженство можно вам купить..."
Вот он, гордый вызов всей мужской половине пира! Блаженство и равенство с ней
возможно. Но плата за это высока.
А дальше поэта интересует вопрос: "Для кого же ночь блаженства и равенства с царицей дороже жизни, или вернее, жизнь сама по себе немногого стоит? Так кто же, по мысли Пушкина, мог принять сей безумный вызов? Первый – поседевший на полях сражений римский воин Флавий, потому что:
"Снести не мог он от жены
Высокомерного презренья;
Он принял вызов наслажденья,
Как принимал во дни войны
Он вызов ярого сраженья…"
Да, и что такое, с точки зрения воина, жизнь вообще, она столько раз подвергалась риску в боях, что не ему бояться ее конца.
Второй, кто принял вызов, – греческий философ и поэт Критон. (Что для философа жизнь? Это умирание.) Третий, на котором остановила взор царица, – безымянный, нежный как вешний цвет, неопытный в страстях юноша. Собственно на этом стихотворение и заканчивается, описаний происшедшего вслед за торгом нет. Некоторые литературоведы считают пушкинскую "Клеопатру" неоконченным произведением, другие полагают, что поэтом всё было сказано – и добавить здесь нечего.
"Египетские ночи"
Повесть "Египетские ночи" Александр Сергеевич писал в 1835 году, спустя 10 лет после того, как впервые обратился в своих стихах к образу царицы Клеопатры. В произведении рассказывается о выступлении в одном из светских салонов итальянского импровизатора. В то время они были в моде. Публика задавала им темы, и импровизаторы тут же декламировали сочиненные на нее импровизации в стихах. На этот раз предметом сочинения стала Клеопатра и ее любовники. Импровизатор поинтересовался, о каких любовниках идет речь, на что поэт Чарский напомнил ему об историческом анекдоте Аврелия Виктора. Как уже было сказано выше, эта повесть осталась неоконченной, в ней всего 3 главы.
В начале ХХ века поэт Валерий Брюсов дописал "Египетские ночи" за Пушкина, прибавив к ним главы с описанием самих ночей и казней любовников Клеопатры. К тому же в последнем разделе появлялся Антоний, о котором ничего не говорится в произведении Александра Сергеевича.
Вообще, подражание самым разным поэтическим стилям было одним из любимых занятий Брюсова. Однако взявшись за стилизацию Пушкина, он, конечно, предполагал негативную реакцию собратьев по перу, поэтому в предисловии к изданию написал, что его работу можно назвать "дерзновенной", но ни в коем случае не кощунственной, "ибо исполнена она с подлинной любовью к великому поэту".
"Египетские ночи" Брюсова были изданы в 1916 году. Владимир Маяковский тут же откликнулся на публикацию едкой эпиграммой, начинавшейся словами: "Разбоя след затерян прочно во тьме египетских ночей…" Поэтесса Марина Цветаева отозвалась о брюсовском произведении как "жесте варвара". А литературовед Виктор Жирмунский издал в 1922 году книгу "Валерий Брюсов и наследие Пушкина". В ней он подверг брюсовские "Египетские ночи" основательной критике, доказывая, что написанное – это всего-навсего эротические баллады самого Брюсова и что Пушкин не планировал детального описания последующих событий. Впрочем, были и другие, более благожелательные отзывы.
С тех пор прошли годы, страсти, как говорится, утихли, и в 2002 году в московском театре "Мастерская Петра Фоменко" поставили спектакль по "Египетским ночам" Пушкина и Брюсова, который у зрителей имел большой успех.
7 лучших экскурсий в Египте ☺
На какие экскурсии стоит съездить и сколько они стоят?
- Каир 30$
- Луксор 35$
- Махмия 10$
- Дайвинг 20$
- Сафари 20$
- Аквапарк 30$
- Дельфинарий 25$
Запись без предоплаты по телефону или сообщений в Viber WhatsUp +2 011 48123459