Секс в Древнем Египте.
Поговорим о сексе… о сексе в Древнем Египте. Сексом в Древнем Египте занимались, чего уж там греха таить. Благо, религия позволяла. Сами египетские боги были не прочь перекинуть палчонку-другую, изменяли друг другу напропалую, инцестом и мужеложеством тоже не брезговали.
Секс для нильских аборигенов являлся важной составляющей не только при жизни, но и после смерти человека. Древние египтяне клали искусственные члены и соски на мумифицированные тела мужчин и женщин. Пущай умершие занимаются сексом и в загробной жизни; при перерождении тоже, глядишь, сгодится амуниция.
Свободой сексуальных отношений наслаждались как мужчины, так и женщины. Египтянкам это не возбранялось, положение их в обществе значительно отличалось от статуса женщин в других древних цивилизациях, включая Грецию. Египтянки обладали теми же правами, что и мужчины. Это, конечно, не означает, что Древний Египет был эгалитарным государством. Нет, он таковым не являлся. Однако официальный статус человека в обществе скорее определялся не по половому признаку, а по его классовой принадлежности.
Брак
Брак играл очень важную роль в древнеегипетском обществе. Некоторые исследователи даже утверждают, что жениться или выйти замуж тогда было долгом любого египтянина. Мужья могли иметь нескольких жен, а родственники (двоюродные братья, сестры и т.д.) могли жениться друг на друге, хотя инцест, в принципе, осуждался. Исключения составляли браки в царских семьях, которые создавались специально для продолжения династии.
В Древнем Египте не было определенного возраста для брака. В основном девочек отдавали в жены примерно в 14-летнем возрасте, когда у них начинались менструации. Однако согласно некоторым источникам, были случаи, когда девочек выдавали замуж в восемь и девять лет. Археологам даже удалось нарыть мумию 11-летней молодой жены.
Сама церемония брака не предусматривала ни религиозных обрядов, ни какой-либо юридической регистрации. Свободная любовь. Или что-то типа того.
Более интимные моменты супружеской жизни также были важны для египтян. Они рассматривали жизнь как цикл рождения, смерти и перерождения. Как уже упоминалось ранее, большая часть их религии основывалась на подобной «цикличности». И, конечно же, совокупление являлось основой этого цикла. Египтяне, не в пример нам, не считали секс чем-то постыдным, рассуждая о праведности и духовной жизни. Скорее они рассматривали его как средство для поддержания своей потенции и плодовитости.
Для древнеегипетских женщин беременность имела большое значение. Для них способность рожать означала благополучие и счастье в жизни. Девушки в «интересном положении» пользовались уважением общества и одобрением своих мужей. Их менее удачливым сестрам и бесплодным подругам оставалось лишь завидовать. Мужчины также доказывали свою «мужественность», производя на свет как можно больше детей, которыми они могли хвастаться.
Проституция
В египетских документах IV-III веков до н.э. указывается, что жена не должна бесчестить мужа, а супруг — брать в дом наложниц и заводить внебрачных детей. Чуть позже эти законы существенно ужесточились: мужчинам строго настрого запрещалось иметь любовницу или возлюбленного, а также второй дом, в котором можно было тайно жить с наложницей. Но мир устроен так, что мужчины всегда любили женщин, женщины — мужчин, а те и другие во все времена любили за деньги, и Древний Египет не было исключением.
В Египте существовала храмовая проституция, подобная той, что была в Древней Греции. Если верить Геродоту (а разве есть основания ему не верить? Тот еще фантазер), в египетском городе Бубасте в храмах совершались праздники в честь богини Исиды, одной из главных богинь древности. Во времена их проведения «мужчины и женщины путешествуют по реке вместе, без всякого различия пола… Когда… лодки причаливают к берегу… женщины… танцуют, бесстыдно поднимая свои платья кверху». После этого массового стриптиза все собравшиеся входили в двери храма и предавались в честь богини самому дикому разврату. Число желающих прочувствовать на себе все удовольствия освященного жрецами разгула превышало иногда полмиллиона человек. Соответственно, подобное мероприятие оказывалось существенным источником доходов для алтаря богини. А так как деньги эти заработанными «во грехе» не считались, деятельность жриц любви, трудившихся в поте лица на благо храма, числилась весьма почтенной.
Миф об Исиде и Осирисе
Завистливый Сет убивает своего брата Осириса и раскидывает его части тела по всему Египту. Сестры Осириса Исида (жена по совместительству) и Нефтис отправляются на поиски и находят их все, за исключением фаллоса (Сет выкинул его в Нил, на съедение рыбам). Они собирают тело брата воедино и создают, тем самым, первую в мире мумию. Вместо отсутствующего члена, Исида изготавливает глиняный инструмент и кладет его на мертвое тело мужа (так появилась традиция ставить искусственные пенисы на тело умерших мужчин). Произнеся волшебное заклинание, она оживляет Осириса, возвращает ему потенцию и беременеет от него Гором.
Публичные женщины жили повсеместно, даже рядом с хижинами строителей гробниц в Долине царей. В таких заведениях собирались самые разные люди. Говорят, что однажды Рамзес, из сокровищницы которого были украдены драгоценности, отправил свою дочь «поработать» в один из таких вертепов, а заодно и «пошпионить». Отыскалась ли пропажа — неизвестно. Однако история эта подтверждает, что и цари особым ханжеством не страдали.
Чтобы привлекать клиентов, женщины легкого поведения должны были иметь соответствующий «товарный вид». Способов для этого имелось много: румяна, белладонна для закапывания в глаза (чтобы придать им блеск), палочки губной помады и даже рыбий клей, прекрасно маскирующий морщины. Мастера, изготавливавшие футляры для косметических средств, делали эти предметы максимально эротичными. К примеру, ручки туалетных ложечек изготавливали в виде фигур нагих девушек.
Гомосексуальные отношения
Что касается гомосексуальных отношений, то информации о них совсем немного. Однако есть основания утверждать, что подобное поведение в различных частях Египта не одобрялось. Основываясь на одной из версий мифа о борьбе Гора и Сета, отношение египтян к гомосексуальности было похоже на то, которое было у древних греков. Мужчины выражали так свое доминирующее положение, но не были гомосексуалами как таковыми.
Уже знакомый нам Гор, пока он рос и планировал месть за отца, имел гомосексуальные связи со своим дядей Сетом. Когда он поведал об этом матери Исиде, той не понравились подобные расклады. Понятное дело: Сет задумал унизить Гора и показать всем богам, что он не достоин быть одним из них. Креативная парочка Гор-Исида решили перехитрить дядюшку (та еще семейка). Матуся собрала сперму любимого сыночка, намазала ее на листья салата, которые потом и скормила Сету. Всего делов-то — вот так Гор победил. Такие себе «эники-беники, ели вареники» — на древнеегипетский сакральный лад.
Возможно, самые ранние изображения гомосексуальных пар принадлежат именно Древнему Египту. В 1964 году в древнем некрополе Саккара археологи нашли первую в мире гробницу, в которой не было ни мумий королевской крови, ни ослепительных драгоценностей. В ней они увидели изображения двух мужчин Нианххнума и Хнумхотепа, которые держат друг друга за руки и целуются носами (самым популярным в Древнем Египте поцелуем).
Несмотря на свое незнатное происхождение, они высоко уважались во дворце. Они занимали одинаково высокие посты, исполняя обязанности «начальника маникюров». Их теплым объятиям дают разное толкование. По одной из версий, эти двое мужчин — братья, возможно даже близнецы. По другой, они связаны гомосексуальными отношениями. Эта версия стала популярной в последнее десятилетие и основывается на том, что изображение мужчин очень походит на изображения семейных пар в Древнем Египте. К тому же известно, что у Нианххнума была жена. Она изображена сидящей за ним в сцене загробного пира в гробнице. Однако позже ее изображение было почти повсеместно уничтожено по неизвестной причине. В других сценах на стенах гробницы Хнумхотеп сам занимает то место, на котором обычно изображались жены. Мутная история, покрытая пеленой веков.
Контрацепция и обрезание
Несмотря на то, что беременность в Древнем Египте почиталась и уважалась, у египтян были свои способы контроля над деторождением. В 1889 году в городе Эль-Файюме были найдены фрагменты древнеегипетских папирусов, которые, возможно, являются образцами самой ранней медицинской литературы. Согласно им, около 1850 года до н.э. у женщин привилегированных сословий были особые методы контрацепции. Так в качестве пессария они использовали экскременты крокодила, влагалище орошали мёдом и содой и вкладывали в него смолистые вещества.
Хотя в более поздние времена на смену экскрементам крокодила пришли экскременты слона, во многих культурах аналогичная практика существовала на протяжении почти трёх тысячелетий. Вероятно, такие контрацептивные меры давали некоторый эффект. Мёд и смола препятствуют продвижению сперматозоидов. Этому же процессу препятствуют и слабо щелочные экскременты крокодила, которые, по сути, ничем не отличаются от пропитанной спермицидом губки.
Обрезание практиковалось в Древнем Египте с незапамятных времен. Самое раннее упоминание о подобном обряде появляется приблизительно 4,200 лет назад, когда за одну церемонию «обрезали» сто двадцать мальчиков. Данная процедура совершалась в подростковом возрасте (13-14 лет). Называлась она Себи и была обязательной если не для всех подростков, то для всех служителей храмов наверняка. Так как в Египте было всегда жарко и пыльно, возможно, обрезание также делалось и по гигиеническим соображениям. Подобная операция имела религиозное и этническое значение, что позволяло отличать египтян от чужеземцев.
Более того, древние египтяне были первыми, кто начал брить волосы на гениталиях. Изначально они делали это для того, чтобы не допустить появление лобковых вшей, однако со временем это вошло в моду. Не зря египтяне считали киску священным животным, за ними и уход был соответствующий.
Персоналии
Нефертити, супруга фараона Эхнатона, ставшая общепризнанным эталоном красоты, образцом скромности не являлась. Она была очень страстной женщиной, и Эхнатон отвечал ей не менее пылко, не скрывая от окружающих своего счастья. Однако многие из сегодняшних египтологов склоняются к мысли: «владычица приятностей», как называл ее царственный супруг, Нефертити буквально взяла за образец поведения древнее предание о гетере. В нем говорилось о том, как некая египтянка потребовала, чтобы влюбленный в нее юноша прогнал из дома жену, убил собственных детей и даже лишил своих престарелых родителей права на бальзамирование и погребальные ритуалы. Обезумевший от страсти молодой человек исполнил все в точности. Однако Эхнатон, по всей видимости, был не настолько влюблен в Нефертити и потому однажды он прогнал темпераментную супругу, заменив ее менее прекрасной, но более скромной царицей Киа.
Хатшепсут — единственная правительница Древнего Египта, носившая титул фараона. Сексуальные наклонности царицы точно не установлены. Однако высказывались предположения, что «в своих любовных утехах она, возможно, предпочитала мужчинам женщин». Во всяком случае, она называла себя мужскими именами и ее изображали с бородой. Египетские женщины, особенно знатного происхождения, имели большую личную свободу, поэтому, вполне вероятно, что их сексуальные наклонности должны были выражаться в полной мере и безо всякого чувства вины.
Клеопатра Египетская считается «самой известной феллатрисой Древнего мира и, к тому же, приверженкой свободной любви». Говорят, что Клеопатра совершила фелляцию — или, проще говоря, сосала член — тысяче мужчинам. Возможно, именно по этой причине древние греки дали ей имя Мериохане (Распахнуторотая): «та, которая широко открывает рот для десяти тысяч мужчин; широкоротая; женщина с десятью тысячами ртов». Клеопатру также называли Хейлон (Толстогубая). Говорят, что однажды в течение одной ночи она сделала минет целой сотне римских патрициев.