Из истории исламской медицины
Исламская медицина берет свое начало из медицинских трактатов древнегреческих врачей Гиппократа, Галена и Дискоридиса. В ней также нашли свое применение достижения лекарей Персии, Индии и Византии. Существующие в ней основные направления в целом совпадают со специализациями в современной медицине. Учитывая, что ореол распространения ислама простирался от Испании на западе до Бенгалии на востоке, происходил интенсивный обмен опытом в этой области и достижения медиков из разных регионов попадали в общую копилку знаний.
Медицине обучали в медресе. Для современных людей, которые воспринимают медресе прежде всего, как религиозную школу, удивительно узнать, что наряду с Кораном и законами Шариата в них изучали и другие науки. При медресе часто располагались общественные больницы, где ученики ухаживали за больными и проходили соответствующую практику. Были и специализированные медицинские школы, где изучали, прежде всего, фармакологию и хирургию.
Интересно отметить тот факт, что многие философы исламского мира, например, аль-Кинди, Ибн Сина, Ибн Рушд, ар-Рази были врачами. Так как занятия философией в то время не оплачивались, то они зарабатывали себе на жизнь докторской практикой.
Общественные больницы содержались на вакуфные средства и частные пожертвования и были на практике еще и исследовательскими центрами. Кроме больниц общего назначения существовали узкоспециализированные, например, для лечения проказы, по уходу за душевнобольными и даже ветеринарные лечебницы.
Как правило, при больнице имелись кроме помещений для больных еще и библиотеки и помещения для лекций по медицине, а также другие помещения, необходимые для обучения профессии медика.
Первые больницы в халифате были предположительно построены при омеядском халифе аль-Валиде I, правившем с 705 по 715 годы. Появление больницы в Багдаде относится ко времени правления халифа Харуна-ар-Рашида (правил 786-809 годы). В последующие годы больницы появились в Дамаске, Алеппо, Каире и других городах исламского мира.
В Османской империи первая больница была построена Баязидом Молниеносным в Бурсе, в 14 веке, то время когда она была столицей государства. И хотя она была скопирована с сельджукских больниц, султан поставил руководить ею врача из Египта.
Вторая больница была построена уже во время султана Мехмеда Фатиха как часть комплекса мечети, названной в его честь уже 15 веке. И в этом случае султан пригласил иностранцев работать в ней. Одним его личным доктором был перс по имени Кутбэддин, а другим - иностранец на османской службе под именем Якуб-паша. По мнению профессора Э. Ихсаноглу это могло свидетельствовать о недостатке квалицированных врачей в государстве османов в то время, но можно предположить, что султан более доверял лечить себя тем людям, которые не были связаны с его непосредственным окружением, и таким образом пытался обезопасить себя от возможного вреда.
В те времена при дворе наследников султана в Амасье процветали культура и искусство и туда стремились люди, рассчитывавшие получить пост при дворе будущего султана. Среди них был знаменитый врач Шерефеддин Сабунджуоглу (1385-1470), который 14 лет проработал в больнице Амасьи и написал учебник по хирургии «Джеррахуль-ханийя» («Имперская хирургия»), богато иллюстрированный цветными миниатюрами, изображающими разные хирургические операции.
Кроме всего прочего там есть изображения женщин, делающих операции другим женщинам, из чего можно заключить, что в исламском мире женщины стали заниматься медициной задолго до того как им это было разрешено на Западе.
Первое османское медресе, проводившее обучение профессии врача было построено как часть комплекса мечети Сулеймание в середине 16 века. В течение многих лет рядом с ним располагалась больница для женщин. Обучение в нем было полностью подчинено задачам подготовки медицинского персонала. Штат медресе состоял из 11 человек, и обучалось в нем восемь студентов. Обучение шло шесть дней в неделю, из которых два посвящались практическим занятиям, а четыре – теоретическим. Еще один день недели был выходным. Медресе действовало вплоть до середины 19 века.
В 1806 году в Стамбуле на султанской судоверфи открылась современная медицинская школа для подготовки врачей и хирургов для османского военно-морского флота. Одной из главных целей создания школы было также распространение знаний по медицине по всему государству и увеличение числа врачей – из числа жителей Османской империи. Обучение проходило на итальянском или французском языке по книгам, привезенным из Европы и на европейском медицинском оборудовании.
Однако, эта школа просуществовала два или три года – до тех пор пока на троне оставался сторонник реформ по европейскому образцу султан Селим III. После его свержения школа была закрыта, а ученики разбежались.
Через 23 года в Стамбуле открыли новую султанскую медицинскую школу. Ее преподаватели набирались как из числа выходцев из мусульманских регионов империи, так и из иностранцев, а студенты были в основном турками. Обучение проходило сначала на итальянском, а затем на французском языках.
Выходцы из немусульманских регионов империи допускались к занятиям в этой школе при условии знания ими французского языка.
В дальнейшем в Стамбульском университете был создан факультет медицины. Это событие стало отправным моментом для создания медицинских факультетов в различных университетах по всей стране.