Средство передвижения в Египте
Нил играл огромную роль как транспортная артерия, использовался для местного сообщения, а также служил для отдыха и развлечений. Плавание в изысканных ладьях по реке было любимым видом досуга среди египетской знати На таких судах нередко устанавливались кабинка с навесом впереди, чтобы защитить пассажиров от солнечных лучей. Другим популярным водным развлечением была охота на речных птиц, крокодилов и бегемотов. Часто на реке устраивались захватывающие состязания, в которых две игровые команды на лодках старались столкнуть друг друга в воду.
Река Нил была подобна широкой артерии, протянувшейся через всю страну. Прокладка сухопутных дорог лишь повредила бы плодородные земельные угодья в долине Нила, да эти дороги все равно были бы смыты ежегодным разливом великой реки. Так что путешествия в Древнем Египте совершались главным образом по воде.
Из дельты Нила египетские торговцы отправлялись на кораблях в страны Восточного Средиземноморья, а по суше, через Восточную пустыню, добирались до Красного моря, чтобы дальше доплыть по нему до страны Пунт. Корабли для торговых экспедиций по Красному морю иногда строили на берегу Нила, затем их разбирали и по частям привозили к морю, где снова собирали. Эти суда отличались большой прочностью и вместительностью.
Плыть по реке на север было нетрудно, так как суда шли по течению Нила. А парус позволял плыть против течения на юг, поскольку ветер дул в основном с севера. Таким образом, по тому, поднят или спущен парус на высеченных резцом или нарисованных изображениях египетских кораблей, очень легко определить, в каком направлении – на юг или север страны – они направлялись.
Грузы египтяне перевозили по Нилу на больших, прочных кораблях. Самыми тяжелыми грузами считались каменные плиты, которые использовали при строительстве гробниц и храмов. Для транспортировки крупных плит сооружались огромные баржи. Из-за своих громоздких размеров эти суда были трудноуправляемы, поэтому их приходилось буксировать с помощью лодок, число которых могло доходить до 27 по 30 гребцов в каждой. Одна из самых больших известных нам барж доставляла гранитные обелиски царицы Хатшепсут из Асуана в храмы Карнака. По оценкам историков, ее длина составляла 82 м.
Египтяне предпочитали перемещаться водным путем, но без путешествий по суше в некоторых случаях было не обойтись. Они, как правило, совершались пешком, однако во время переходов через пустыню людей и поклажу везли ослы. Состоятельные египтяне перемещались по суше с несколько большим комфортом. Они сидели в креслах-паланкинах, которые на длинных шестах несли рабы, или же устраивались на носилках, подвешенных между ослами. Избранные знатные вельможи могли позволить себе конные упряжки, хотя на них чаще выезжали на охоту.
Рядовые египтяне ездили мало. Им нужно было только переправляться с одного берега Нила на другой и перемещаться на короткие расстояния вверх или вниз по течению. С давних пор они сооружали небольшие лодки из тростника, в которых сплавлялись по реке и ловили рыбу. Со времен Древнего царства суда, например пассажирские паромы, стали делать из специального корабельного леса.