В Нуне витал неопределенный дух божий
Согласно герметическим книгам, вселенная является порождением высшего ума, который существовал до начала времен. До творения мира во вселенной господствовал Хаос: «Бесконечный мрак простирался над бездной вод и ум, проницательный и острый, был заключен в Хаосе по промыслу божию. Но вот ударил божественный свет, и из влажной материи вышли стихии, и все боги развязали плодородную природу».
Так Гермес Трисмегист описал акт творения. Чтобы лучше объяснить, что такое «исконная форма, предшествующая бесконечному началу», он поведал о «тьме, которая превратилась в нечто неведомой природы, влажное и бурлящее, изрыгающее дым, как от огня, и издающее звук наподобие рева. Потом оттуда раздался нечленораздельный крик, словно голос света: святое слово снизошло от света на Природу». Этим светом являлся Разум, то есть Бог, который предшествовал влажной природе, образо¬вавшейся из мрака; что до лучезарного слова, то это Сын Божий.
Эта концепция сотворения мира близка изложенной в Ветхом и Новом Заветах. Вот строки из Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет! И стал свет».
Здесь присутствуют элементы описания, аналогичные тем, которые встречаются в герметических книгах: бездна, вода, мрак, составлявшие изначальный Хаос; затем над бездной появился парящий дух; раздался призыв Бога — и его словом был создан свет.
В Евангелии от Иоанна эти составляющие сведены к минимуму, и дан синтез еще более мистический, чем даже в Поймандре: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Оно было в начале с Богом. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человека».
Что из этих элементов и концепций, общих для свя¬щенных еврейских и герметических книг, восходит к текстам Египта эпохи фараонов?
По древнейшим из известных египетских религиозных источников — Текстам пирамид V и VI династий, обнару¬женным в Саккара (около 2600 г. до н.э.), можно понять, как египтяне представляли вселенную до акта творения. В те далекие времена «еще не существовало неба, не было ни земли, ни людей; боги еще не родились и не существовало смерти». Зародыши всех существ и всех вещей покоились в инертном состоянии, перемешанные в недрах бездны, которая называлась Нун, или Первозданные воды Нуна, или бездна Нуна; в коптской традиции слово Нун было адекватно Книги Бытия.
В Нуне витал неопределенный дух божий, несший в себе совокупность всех будущих рождений, отсюда про¬изошло его имя — Атум, что означает одновременно «ничто» и «совокупность». Он пребывал бесформенным, бес-плотным и непостоянным: «Он не находил места, где мог бы закрепиться». Но наступил момент, когда Атум решил перейти к созидательной активности; он пожелал «создать в своем сердце» все сущее. Для этого «он поднялся среди всего, находившегося в Нуне, наружу из Нуна и инертных вещей». Другой источник сообщает, что Атум «вышел» из Первозданных вод, не уточняя, каким образом он это сде¬лал. С того момента появился Ра и возник Свет.
Египтяне признавали лишь двух богов, участвовавших в первом акте творения, — Атума в Первозданных водах и Ра, вышедшего из вод. Но не совсем: Атум вытолкнул себя наружу силой своей воли творца, он превратился в Ра-Солнце, не переставая в то же время быть Атумом. Эта теория, созданная теологами Гелиополя, вызывала только одно возражение: «каким образом Свет (Ра) мог пребывать в инертном состоянии (Атум) в водах Нуна, если эти воды не гасили огня?» Это осложнение разрешалось следующим аллегорическим образом: Ра-Атум пребывал в Нуне как сокол, чьи глаза были закрыты; когда он открыл их, поднявшись из воды, то его правый глаз, Солнце, засверкал. Или Pa-Атум был лотосом, сокрытым в недрах вод: когда цветок всплыл на поверхность воды, то возник Атум Младший (Нефертум) и стал Солнцем.
Каким образом Атум сотворил мир? По-видимому, он использовал Глас или Слово. Согласно наиболее распространенной традиции, запечатленной в Книге мертвых (которая сохранилась в различных редакциях начиная с XI династии), Атум, гак же как и Ра, впервые явил себя в Гермополе, городе Тота, о котором говорилось, что он был создан голосом — Слово сотворило бога. Этого достаточ¬но, чтобы принять гипотезу Бругша и Масперо: посредст¬вом Слова Атум создал Свет. Многие источники подтверждают это. В Лейденском папирусе говорится о демиурге, «который обозначил свои члены». В папирусе Неси-имсу демиург утверждает: «Я создал формы все по¬средством исшедшего из уст моих, когда не было ни неба, ни земли». Одна из древнейших строф XVII главы Книги мертвых упоминает некий день, который назывался Явись мне, варианты — Явись сюда и Явись нам. Глосса поясняет: это день, когда Осирис обратился к Ра со словами: «Явись сюда», «Явись мне» или «Явись нам». В XVII главе Осирис идентифицирует себя с Первозданными водами и демиургом Атумом в следующих выражениях: «Я Атум, который существовал один в Нуне... я великий бог, создав¬ший себя самого, — Нун, отец богов...» Возможно, соглас¬но интерпретации Де Руже и Масперо, упомянутый в этом тексте день — это день сотворения мира. Призыв Явись сюда или Явись мне в таком случае можно расцени¬вать как тот глас Осириса-Атума, который вызвал возник¬новение Света из хаоса.
Таково было начало творения. Создав Свет, порожден¬ный Словом, Ра-Атум дал рождение всем существам и ве¬щам (второй акт творения). Священные тексты утвержда¬ют, что все сущее в мире: боги, люди, животные, растения, земли и воды, материя и всеобъемлющий дух — являются лишь эманацией демиурга и составляют члены его тела; о верховном божестве также говорилось: «он сумма всякого бытия и всех существ». Я не настаиваю на пантеистическом анализе вселенной; для нас, прежде всего, интересно выяснить, приписывали ли египетские источники создание живых существ и вещей Божьему Слову, отводили ли ему ту же роль, что и герметические тексты.