ХЕОПС. Ты кто?
Попробуем посмотреть на Великую пирамиду Хеопса изнутри (рис 1-2). В нее имеется вход с северной стороны, через туннель, который, как считается, был прорыт в IX в. н.э. арабскими путешественниками. Первоначально вход находится 9 метрами выше. Его именуют «нисходящим коридором». Он тянется на 58,5 м и отличается точностью исполнения. На всем его протяжении ни стены, ни пол, ни потолок туннеля не отклоняются от угла, под которым он проложен, более, чем на сантиметр. В конце этого туннеля в толще камня находится палата (хотя она едва ли заслуживает этого имени), грубая отделка которой обращает на себя внимание.
Прежде чем уйти под землю, нисходящий коридор соприкасается с восходящим коридором, представляющим собой единственное такого рода сооружение в истории пирамид. Коридор тянется вверх на 38 м, после чего переходит в огромную галерею, которая тоже ведет вверх, а еще один отходящий от этой развилки узкий горизонтальный коридор доходит до так называемой «Палаты царицы». Прежде проход в нее был закрыт большой каменной плитой, не сохранившейся до нашего времени.
«Палата царицы» — изящная комната, отделанная известняком лучшего сорта, с остроконечной крышей. В принципе подобные помещения есть и в других пирамидах, но у этой палаты имеются своеобразные, только ей присущие особенности:
во-первых, в нее ведет восходящий коридор,
во-вторых, в ее восточной стене находится ниша (илл. 3) высотой в 4,7 м,
в-третьих, там существует своеобразная пара ходов, отведенных от северной и южной стен палаты.
Таких особенностей нету других пирамид. В 1638 г. английский исследователь Дж. Гривс сообщил легенду о том, что будто в этой нише прежде находился какой-то «идол». Это произвело большое впечатление на египтологов, многие из которых считают, что в нише размещалась статуя Хеопса. По мнению иных, хранились бальзамированные внутренности фараона, но это не доказано.
«Шахты» палаты царицы часто рассматривались как вентиляционные коридоры. Однако таковыми они не могут быть, потому что не достигают поверхности пирамиды. Большинство египтологов считают, что «шахты» связаны с религиозным культом и, возможно, предназначались для того, чтобы «Ба» — душа фараона — могла достигнуть божественного Солнца и звезд (о чем говорится в «Текстах пирамид»).
Почему же мы не находим подобных сооружений в позднейших пирамидах, особенно эпохи 5-й и 6-й династии, о которых прежде всего и идет речь в этих «Текстах»? Подобное объяснение смысла этих ходов является сомнительным, так как древние египтяне верили, что душа может проходить даже сквозь толстые стены.
В 1993 г. управляемый на расстоянии робот (илл. 4) нашел глубоко в южной «шахте» известняковую плиту с металлическими запорами (илл. 5). Это открытие породило ряд новых вопросов о назначении Великой пирамиды, и ответить на них невозможно, пока не будут проведены дальнейшие исследования. Возможно, за этой загадочной плитой находится еще одна палата.
Большая галерея (илл. 6) имеет ширину 3 м и высоту 8 м. Одна малопонятная особенность галереи, которой египтологи почему-то не придают значения, — пара желобов, идущих вдоль боковых стен почти на всем их протяжении. Пол галереи находится между двумя большими каменными «плинтусами», вдоль которых имеются 54 ниши (по 27 с каждой стороны), и еще одна пара устроена в верхней части галереи, так что всего их 56 — по числу градусов, определяющих движение Солнца на широте Гизы. Предназначение этих ниш никогда не было удовлетворительно объяснено.
Необычный «дизайн» Большой галереи достигнут благодаря использованию огромных блоков из известняка высокого качества, пригнанных друг к другу удивительно хорошо. При сооружении галереи блоки располагали не по прямой линии, а с наклоном, который соответствовал 26-градусному углу восходящего коридора.
В целом, с инженерной точки зрения, это совершенно удивительное сооружение, причем ни от одного из его камней не отвалился ни один кусочек, размером хотя бы в сантиметр. И это несмотря на прошедшие тысячелетия, множество туристов, землетрясения и т.д.
Для чего же понадобился этот шедевр древнего зодчества? Было ли это удивительное сооружение создано просто из любви к искусству, или оно имело какой-то реальный или символический смысл?
Египтологи обычно не находят ничего лучшего, чем считать галерею складским помещением или местом транспортировки тела фараона в палату для захоронения. Если так, то ее следовало бы признать одним из самых ярких примеров бессмысленной роскоши. Безусловно, она должна была иметь какие-то более важные практические или символические функции.
В верхней части галереи сделан переход в узкий коридор, ведущий в верхнюю палату Великой пирамиды. Вход в эту гранитную палату защищали три гранитные загородки (столь сложная заградительная система не применялась в других древнеегипетских памятниках).
Эта «Царская палата» (илл. 7), как считается, должна была стать последним приютом фараонов. Здесь не было найдено никаких мумий и следов захоронений, но теория предназначения ее как «усыпальницы» подкрепляется наличием там гранитным «саркофагом», действительно сделанной по размеру человеческого тела (илл. 8). Он на 2,5 см шире, чем вход в палату, и, следовательно, помещен здесь до того, как достроили пирамиду. Крышка у него отсутствует, а один из углов немного поврежден(илл. 9).
«Саркофаг» был сделан в граните с помощью особого сверла, с применением давления, эквивалентного двум тоннам. Его внутренняя часть хорошо обработана и отполирована, но снаружи он выглядит довольно грубо. Последнее обстоятельство также породило ряд вопросов.
Следует отметить, что потолок палаты не имеет карнизов и является плоским (илл. 10), а потому тут были использованы гранитные балки длинной 5,5 м До сих пор нет объяснения, каким образом подобные балки (весом 25—40 т) были подняты на такую высоту в одной из внутренних структур пирамиды. Ничего подобного нет.
«Царская палата» также имеет две «шахты», отведенные от северной и южной стен. Эти ходы могли быть вентиляционными, так как они достигают поверхности пирамиды. Однако неизвестно, проходили ли они первоначально сквозь облицовочный каменный слой, снятый в арабскую эпоху. Над палатой имеются еще пять «подсобных» комнат, вероятно, использовавшихся рабочими. Верхняя из них увенчана остроконечной крышей. Здесь найдены крупнейшие в этой пирамиде каменные блоки (весом до 50—80 т), которые были подняты на удивительную высоту.
Этот обзор по необходимости краток, но достаточен для некоторых интересных выводов. Принимая во внимание исторический контекст и хронологию создания пирамид, видно, что Великая пирамида представляет собой революционное достижение. Создается впечатление, что она по внешней форме — обычная пирамида, но в остальном мало похожа на другие пирамиды.
Получается что великая пирамида по внутренней конструкции «являет собой пример замечательных достижений, стоящих особняком в строительстве пирамид и в истории архитектуры в целом». Хеопс, применив ряд революционных технологий, создал во многих отношениях уникальное творение, причем достиг успеха с первой попытки. Если это усыпальница в обычном смысле, то почему специалисты не смогли точно определить назначение многих ее необычных атрибутов — подсобных помещений, Великой галереи с ее нишами, Палаты царицы с нишей и четырех узких «шахт»?