БОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ
История Древнего Египта осталась бы неизвестной или непонятной, если бы Шампольон и другие египтологи не проникли в тайны этой «иероглифической» письменности, которая покрывает бесчисленные монументы в долине и дельте Нила.
На илл.1 группа иероглифов заключена в рамку - картуш. указывающую. что речь идет о священном имени, в данном случае Рамсеса IX. царя Верхнего и Нижнего Египта в XII в. до н. э.
Эта письменность в отличие от клинописи — строгой, геометрической, абстрактной — завораживает, она поэтична и кажется живой, так как состоит из великолепно стилизованных рисунков: человеческие головы, птицы, разные животные, растения и цветы.
Шумеры и египтяне жили в одном и том же регионе, поэтому их цивилизации имели много общего. Ученые до сих пор пытаются уловить сходство между пиктограммами одних и иероглифами других.
Но и сейчас эти исследования находятся и стадии гипотез и далеки от завершения.
На илл.2 Фрагмент из "Книги мертвых". Эта полоса иероглифов читается вертикально. Мы видим два знака скарабеев, которые означают "прийти в мир", между ними знак рта, означающий "говорить". Эта полоска обрывается, се трудно перевести, но в любом случае эти знаки говорят о том, что кто-то пришел в мир и что-то сказал.
Древние египтяне считали, что письменность была создана богом Тотом и он подарил ее людям. На илл.3 изображение богов со священными надписями:
Бог Ра-Горахути, слух которого услаждает арфист.
Бог письменности и покровитель египетских писцов Тот, вдохновляющий Небмертуфа на чтение.
Слово "иероглиф", которым называют знаки египетской письменности, означает фактически «священные письмена» (от греческого слова «иерос - священный и «глиф» - резьба).
Первые документы, содержащие иероглифические надписи, относятся к III тысячелетию до н. э. Но, похоже, что письменность появилась еще раньше. В любом случае она не подверглась никаким заметным изменениям примерно до 390 г. н. э., когда Египет оказался под властью римлян! Просто в течение тысячелетий количество знаков значительно, увеличилось, от семи сотен примерно до пяти тысяч к моменту римского завоевания.
Египтяне, в отличие от своих соседей - шумеров приняли графическую систему, которая могла выразить все.
В то время как у жителей Месопотамии примитивные надписи постепенно становились «помощниками памяти», потом письменностью, иероглифическая система с самого начала, с первых надписей была настоящей письменностью: во-первых, потому что она более или менее соответствовала устному языку, который можно было восстановить в той мере, в какой он сохранился до наших дней в форме коптского языка; во-вторых, потому, что он отсылает к абстрактным и конкретным реалиям и содержит записи по сельскому хозяйству, медицине, обучению, а также молитвы, легенды, законы и литературу во всех формах.
Оригинальность и сложность этой письменности обусловлены тем, что она состоит в общем из трех видов знаков: пиктограмм, то есть стилизованных рисунков, представляющих предметы или существа, сочетания знаков для выражения идей, фонограмм в виде рисунков, представляющих звуки (египтяне использовали примерно те же методы составления ребуса, ч то и древние шумеры), и, наконец, детерминативов — знаков, обозначающих, о какой категории предметов или существ идет речь в том случае.
На илл.4 стены храма Карнак в Луксоре допускают два вида чтения: тут есть и персонажи, и иероглифы, которые можно не только читать, но и любоваться их графическим совершенством.
На илл.5 изображения, называемые фонемами, могут быть разделены на три категории:
1) "монолитерные" знаки, имеющие значение буквы;
2) "билитерные" знаки, имеющие значение двух букв;
3) "трнлитерные" знаки, имеющие значение трех букв.
Данный билитерный знак, означающим "хи".
Эта графическая система, которой является письменность, - в какой-то степени «священное письмо». Вообще имена богов и фараонов, которые считались тоже богами, фигурируют в тексте в виде картушей, чтобы можно было узнать, что речь идет о священной особе.
Эстетические соображения были наиболее существенными правилами и ограничениями в выборе способа, которым писались иероглифические тексты. включая даже направления письма.
Чаще всего строки иероглифов читаются справа налево. Направление чтения указано ориентацией человеческих или птичьих голов: следует читать, двигаясь к лицу или клюву. В реальности это не всегда просто. Например, когда надпись на стене монумента или храма находится поблизости от статуи великого божества (Осириса, Анубиса) или фараона, лица на надписях повернуты к этой статуе, что меняет направление чтения и осложняет его интерпретацию! Иероглифы могут также идти снизу вверх и, наоборот, справа налево, а перехода на следующую строчку, слева направо. Последний вариант называется "бустрофедон" (буквально - как борозды пашни, по которой пахарь ведет быка вперед и назад).
На илл.6 это сочетание иероглифических знаков (внизу) читается исключительно слева направо. Первый знак слева читается как "хб". Второй знак — детерминатив: нога показывает, что речь идет о слове, имеющем отношение к ноге. Третий знак - фигуративная пиктограмма: танцующий человек. Все вместе означает "танцевать"
Чарующую орнаментальность иероглифам придает то обстоятельство, что каждый знак представляет собой рисунок, исполненный величайших подробностей. Это вдвойне «священное письмо*. Именно поэтому созерцание иероглифов восхищает нас. Повсюду стены храмов и гробниц прославляли бесчисленных богов Древнего Египта, словно эти иероглифы сами были священными знаками. Знаки, высеченные на камне, или нарисованные, или написанные, обладают исключительной красотой и составляют, даже независимо от своего значения, нечто вроде "рисованной поэмы", которая для древних.
А мы, рассматривая эти чудеса, испытываем те же чувства, то же вдохновение, которое вызывает великая поэзия, а у верующих — молитва.
На илл.7 основная единица измерения — "царская линейка" (длиной с «царский локоть) (52 см), она делится на 28 пальцев по 1,86 см, которые в свою очередь разделены на пальмы (ладони),
I пальм = ( пальца = 7,47 см).
Египетская письменность, хоть и была божественного происхождения, отражала не только религиозные понятия и темы.
Многочисленные памятники и документы, найденные в Египте, выявили, как это было и с клинописью, многие аспекты высокоразвитой цивилизации.
На илл.8 Египетский Элефантинскнй календарь был гравирован в период царствования Тутмоса I (около 1450 г. до н. э.) в одном из городских храмов. Там указаны приношения богам, которые нужно делать ежегодно в тот день, когда звезда Сотис (Сириус) снова появляется над горизонтом. Повторное появление звезды сопровождается датой: третий месяц лета, 28 день. Звезда помещена в середине треть- ей колонки справа.
Письменность позволила древним египтянам сохранить свою историю, создать списки правителей, рассказать о важных событиях, царских свадьбах и о битвах. В Египте, как и в других местах, история рождалась вместе с письменностью, впервые поместившей события в замки хронологии.
Но она служила также для нужд учета, как у первых шумеров, для установления законов, заключения торговых и брачных контрактов. Она также стала сокровищницей литературы. Египетская литература необычайно богата. Она объединяет самые различные жанры: нравоучения, гимны богам и царям, исторические легенды и приключенческие романы, любовные песни, эпические поэмы и басни.
Среди наиболее известных литературных памятников отметим "Книгу мертвых", написанную иероглифами при XIX династии фараонов, то есть в XIII в. до н. э. Эта книга не о смерти, а о жизни, победившей смерть, о том, как умершему миновать все опасности загробного мира. И не забудем географические и научные тексты, а также все, что относится к культу богов, магии, медицине, фармакопее, кулинарии и, разумеется, к астрономии и измерению времени. Календарь, который некогда был лунным, стал начиная с III тысячелетия до н. э. солнечным и насчитывал 365 с четвертые дней в году.
На илл.9 на «Папирусе золотых рудников» (слева), датируемом эпохой XX династии (около 1100 г. до н. э.) гребни Гебеля расположены в виде четырех цепей. Наверху гранитные «Золотые горы» с золотоносными шахтами. У подножия гор расположены маленькие домики рабочих, справа белым изображен храм бога Амона. Внизу проходит главная дорога, вдоль которой видны скалы и камни.