Двенадцать богов Зодиака (Осирис - Овен)
АСАР (Осририс): БОГ ОБНОВЛЕНИЯ
АССОЦИИРУЕТСЯ СО ЗНАКОМ (ОВНА)
(Я возрождаюсь в этот день и воздаю хвалу Осирису, первенцу божественного братства, восходящему на востоке Священной Земли.)
Осирис и его родственники, Изида, Нифтида и Сет, ассоциируются с четырьмя кардинальными точками зодиакального круга в знаках Овна, Весов, Рака и Козерога соответственно.
Согласно египетской исторической традиции, Осирис был первым регентом, персонажем туманного доисторического прошлого, правившим в Золотом Веке и основавшим теократическую линию фараонов, просуществовавшую тысячи лет. В древнеегипетских сочинениях об Осирисе говорится как о первом земном правителе, который познакомил людей с основами земледелия и ликвидировал каннибализм. Это может быть ссылкой на истинные события доисторического периода, когда представители более развитого общества, где правил Осирис, рассеяли или ассимилировали примитивные племена охотников, в чьем рационе преобладала мясная пища.
Вскоре последовало заселение Двух Земель и образование сельскохозяйственной цивилизации. Научные исследования древних образцов зерновых культур позволяют датировать эти события периодом между 16 000 и 12 000 гг. до н.э.
В греко-римскую эпоху Осирис традиционно символизировал возрождение, но это было ошибочной интерпретацией его символики. Цикл мифов об Осирисе был связан не с воскрешением мертвого тела, а с восстановлением естественных врожденных способностей человека и с обновлением жизненной силы земли. Популярная история о гибели Осирис от рук Сета, о поисках и трудах Изиды и о его возвращении на трон Египта содержит обещание обновления через физическое преображение.
Эти идеи были восприняты в более поздних учениях — особенно в раннем христианстве, — но оказались неверно истолкованными. Египетское понятие обновления основано на идее о том, что смерть представляет собой лишь фазу бытия, а не состояние, изолированное от жизненного цикла.
В течение тысяч лет Осирис был тесно связан с сельскохозяйственным циклом как божество, символизирующее пробуждение семени от зимней спячки, или выход жизненной силы из латентного состояния. Осирис одновременно является плодом (живым царем) и семенем (усопшим предком); он есть будущее и прошлое. Это выражается в его образах Зеленого Бога (активная, обновленная жизнь) и Черным, или Темным, Богом (латентная, дремлющая жизнь). Таким образом, он представляет собой полный цикл обновления, а не эпизод в пределах этого цикла. Поэтому, когда человек проходил через полный цикл мистерий Осириса, его называли подобным Осирису или ставшим одним целым с Осирисом.
Тема спонтанного пробуждения жизни из внешне безжизненной почвы ассоциировалась с весной во всех древних сельскохозяйственных обществах. Эта зодиакальная фаза символизируется знаком Овна; она обозначает энергию обновления и напоминает нам о вечном цикле возвращения, к которому стремятся все жизненные потоки.
Главный храм: Осирейон в Абидосе
С глубокой древности до наших дней Абидос считался престолом Асара. В огромном храмовом комплексе первоначально находилось святилище этого божества, саркофаги, где содержалась часть его останков, и архаический некрополь, откуда до нас дошли некоторые древнейшие артефакты египетской цивилизации. Сейчас на этом месте стоит храм, перестроенный во время правления Сети I и завершенный при его сыне Рамсесе II.
В Абидосе Осириса чтили в разных аспектах: как божество цветущей жизни, латентного состояния (смерти) и обновления земли и царской власти. Многочисленные изображения Осириса в различных головных уборах и с различными магическими жезлами свидетельствуют о многообразии принадлежащего ему царства жизни, а также о его власти над метаморфозами.