Двенадцать богов Зодиака (Сет- Козерог)
СЕТ: БОГ ФИКСАЦИИ ОСТАНОВКИ РАЗВИТИЯ,
АССОЦИИРУЕТСЯ СО ЗНАКОМ КОЗЕРОГА
(Я возвышаюсь, как возвышается изначальный, я становлюсь подобен Хепри. Я расту, как растут деревья, я — плод каждого бога. «Книга идущих дальше», глава 83)
Сет — четвертый член небесной семьи богов, супруг Нефтиды и, согласно некоторым мифам Позднего периода, отец Анубиса. Хотя он изображался как антагонист сил света или развития, его почитали в разные периоды династической истории Египта.
В символике мистерий Гор — это тот, кто обитает наверху, принцип восходящего духа. Сет — это тот, кто обитает внизу: плотное, непроницаемое вещество, окружающее физическую жизнь. Вместе они обозначают неразделимые элементы земного бытия. В эпоху Среднего царства, когда Гор выдвинулся на передний план в качестве покровителя фараона, Сет слился с ним, в результате чего образовалась двуглавая фигура Гора-Сета. Здесь вещество и дух сплавляются в теле царской особы, символизируя гармонию духа и вещества во внешнем мире.
Несмотря на свою мифологическую злокозненность и ассоциацию со всем, что выглядит пустынным, сухим и безжизненным, Сет также воплощает священный принцип неуничтожимых северных созвездий, которые никогда не восходят и не заходят, а остаются неподвижными вокруг северного полюса небосвода. Эта область считалась конечным пунктом назначения восходящих душ и обозначала крайние пределы человеческого бытия. Таким образом, Сета можно рассматривать как метафору космического постоянства и как канал, через который небесное вещество фиксируется в царстве физического опыта.
Главный храм: Ком Омбо
В Ком Омбо расположено двойное святилище близнецов Себека и Хоэриса. Этот образ объединяет головы Сета и Гора в одной фигуре и символизирует гармоничное равновесие некогда противоположных принципов духовного и физического желания.
Египтяне в большинстве регионов страны с отвращением относились к крокодилу, который ассоциировался с Сетом в его аспекте пожирателя душ. Но в храме Ком Омбо маленькое святилище посвящено исключительно Сету в этой форме и содержит большое количество мумифицированных крокодилов — по всей видимости, останки священных животных, которых держали при храме. Здесь рептилии некогда резвились в священном колодце, носили украшенные драгоценностями воротники и серьги и были достаточно ручными, чтобы принимать пищу из рук жрецов, ухаживавших за ними.
Двойственный характер храма в Ком Омбо выражается в двойных святилищах и в архитектурных деталях обеих половин, симметрично повторяющих друг друга. Они отражают другой негативный аспект Сета: разделение. В то же время гармония и творческий союз двух начал также находят свое выражение в храме, намекая на то, что объединение противоположных принципов способствует возвышению духа и тела.