КАК ОТКРЫТЬ БИЗНЕС В ЕГИПТЕ
– Во-первых, нужно четко определить для себя основное направление деятельности будущей компании. От этого зависит выбор формы юридического лица. Во-вторых, необходимо решить вопрос о долевом участии каждого из партнеров. В-третьих, стоит взвесить свои возможности по ведению бизнеса, сделать прогноз об его доходности.
– Прежде всего учредитель не должен быть моложе 21 года. Также нужно иметь оформленный юридический адрес: собственное жилье и офис. Если таких форм собственности нет, то необходимо предъявить контракт на аренду помещения для ведения бизнеса, срок действия которого должен составлять не менее 6 месяцев.
– Иностранных граждан, в том числе и наших соотечественников, в первую очередь интересуют те виды компаний, в которых они могут быть 100-процентами владельцами учредительских паев (квот, акций).К таким формам юридических лиц относятся общество с ограниченной ответственностью (компания типа LTd) и акционерное общество (АО). При открытии первого типа компаний должны соблюдаться следующие условия: количество партнеров может быть от 2-х до 50-ти человек. Минимальный уставной капитал – 50 000 L.E. (около 8880 долларов) – вносится перед регистрацией, после нее эти средства можно использовать на нужды бизнеса. Ответственность компании ограничена размером вложенных средств. Уставной капитал может полностью принадлежать иностранцу. Он оплачивает свою квоту (или весь капитал) в конвертируемой валюте. Если иностранный партнер (владелец) захочет перевести свой капитал из Египта, то он должен продать свои квоты или ликвидировать компанию, разместить средства, полученные от продаж квот, в одном из аккредитованных в АРЕ банков, который в свою очередь проведет требуемый денежный перевод.
Кроме того, управление компании может быть передано одному или нескольким менеджерам. При этом хотя бы один из них должен быть египтянином. Если количество партнеров более 10-ти, то требуется сформировать Наблюдательный совет, состоящий из трех человек, являющихся действительными партнерами компании.
Что же касается условий при открытии акционерных обществ, то они такие: минимум три акционера; уставной капитал – от 250 000 L.E. (половина суммы свободна после регистрации). Отмечу, что для компаний открытого (ОАО) или закрытого типа (ЗАО), предлагающих свои акции для общественной подписки, минимальный уставной капитал составляет 1 000 000 L.E. При этом не менее 50% уставного капитала должно принадлежать учредителям, а не менее 25% долевого капитала нужно оплатить в период образования компании (остальную часть – до 5-ти лет).
Продажа акций на Египетской фондовой бирже может быть осуществлена только по истечении 2-х лет с момента регистрации компании. Иностранный акционер имеет право продавать свои акции на бирже и переводить полученные от продаж доходы за рубеж без каких-либо ограничений, налогов и пошлин. Также акции АО закрытого или открытого типа могут полностью принадлежать иностранцам. При этом они должны оплатить стоимость своих акций в конвертируемой валюте. Создание АО занимает, как правило, 4-5 недель.
Управляющим органом акционерного общества является Совет директоров, состоящий из нечетного числа членов (не менее трех). Члены Совета, включая председателя, могут быть иностранными гражданами.
– Вполне очевидно, что для небольшого бизнеса лучше всего открывать общество с ограниченной ответственностью. Для строительного, производственного, отельного и других более масштабных видов деятельности целесообразно регистрировать АО закрытого типа. Причем через два года (при сдаче положительных балансов) ЗАО можно перевести в ОАО, что дает возможность продавать акции компании по закрытой или открытой подписке.
– В целом процесс открытия компании здесь не сложный, но требует времени и юридически грамотно оформленных документов на арабском языке. Поэтому целесообразно обращаться к профессиональным юристам, специализирующимся как раз на этих вопросах. Поскольку основные согласования и разрешения происходят в Каире, то следует найти компанию, которая оказывает не только юридические услуги, но и имеет своих представителей или адвокатский офис в египетской столице. Обращение к профессионалам сэкономит не только время, но и позволит избежать ошибок, ведущих к ущемлению имущественных прав учредителя (владельца). Одной из таких компаний является Seaviewrealty,имеющая практический опыт в открытии различных компаний и регистрации юридических лиц на территории Египта.
С помощью наших специалистов будут разработаны уставные документы, подобраны статистические коды видов деятельности, а также подготовлены все необходимые документы для подачи заявлений.
Кроме того, хочу обратить внимание на такой момент: одним из важнейших этапов открытия компании является оригинальность ее названия. В случае наличия компании с таким же названием регистрация невозможна.
– Пакет подготовленных документов подается в Министерство экономики и развития АРЕ, в департамент, соответствующий основному виду деятельности новой компании. Министерство резервирует название компании, посылает запросы в другие надзорные и контролирующие организации (налоговая инспекция, служба безопасности и др.), а также дает уведомление о резервировании наименования компании. После этого открывается депозитный счет в банке на имя компании.
При получении положительных уведомлений от различных структур, предоставлении банковской выписки с только что открытого счета министерство регистрирует новую компанию и выдает Регистрационное свидетельство. Далее необходимо встать на налоговый учет, заказать печать. После всего этого можно собственно начинать деятельность компании, а также использовать уставной капитал на целевые нужды бизнеса.
В очередном выпуске официального печатного издания АРЕ публикуется список новых компаний.
В течение 1-3 месяцев после регистрации компании выпускается бюллетень на арабском языке, в котором достаточно подробно написано об этих компаниях: сведения об учредителях, видах деятельности, долевом участии учредителей, юридический адрес и т.д.
Можно заказать индивидуальный выпуск бюллетеня на двух языках: арабском и английском.
Кроме этого, компания получает именные книги учета (6 книг), предназначенные для учета кадров, прихода и расхода, решений совета директоров и акционеров и т.д.
– Иностранцам, собирающимся вести здесь свой бизнес, нужно обратить внимание на то, что аудитор должен быть египтянином. Также на каждых 9 работающих в компании граждан Египта приходится один иностранец, причем после веского обоснования необходимости принятия на работу. Кроме того, бизнес-виза может быть получена соучредителем компании, если его доля в уставном капитале составляет более 35 000 долларов. В течение первого года виза обновляется через 6 месяцев, в дальнейшем – ежегодно. Для учредителей и соучредителей инвестиционных компаний она выдается на 5 лет. Жена (супруг) владельца компании получает визу на жительство без права работы на аналогичный срок, что и сам владелец.