И СДВИНУЛАСЬ ГОРА МУКАТТАМ
Если встать спиной к главному входу в каирскую Цитадель, то перед вами будет крутой обрыв горы Мукаттам, ограничивающей с востока долину Нила. На ее вершину серпантином вьется дорога. А налево, вдоль горы, ведет еще одна дорога. Пробежав, виляя, по холму, она ныряет в узкую улицу. Это район Маншиет Наср, вотчина каирских мусорщиков-заббалюнов.
Маншиет Наср – город в городе. От Цитадели его не видно. Возник этот район стихийно в конце 1960-х годов. Основали его крестьяне из Среднего Египта, вытолкнутые из деревни растущим дефицитом земли, а следовательно, и работы. Каир же в те годы бурно развивался, ему требовались мусорщики. Так спрос совпал с предложением.
Поначалу поселение заббалюнов представляло собой череду трущоб. Но постепенно они отстраивались. Ведь если не лениться, то на мусоре можно неплохо заработать. Металл, бумага, пластик, стекло – все это годится на переработку. А пищевые отходы! Десятилетиями они шли на откорм свиней: заббалюны – христиане-копты, и отвращения к этим животным не испытывают. Правда, в прошлом году, с появлением в мире "свиного гриппа", правительство, к неудовольствию мусорщиков, распорядилось уничтожить всех хрюшек. Теперь вместо них по улицам Маншиет Наср бродят овцы.
Сейчас колония заббалюнов насчитывает 66 тысяч человек. Дома их скромные, но вполне приличные, на крышах – сплошь и рядом телевизионные "тарелки". В Маншиет Наср есть магазины, кофейни, школы, клубы. И, конечно, церкви. Но не просто церкви, а огромный религиозный комплекс, равного которому нет в Египте.
Начиналось все со скромного храма, устроенного в одной из пещер горы Мукаттам. Со временем пещеру расширили, поставили в ней скамейки на две тысячи мест (в коптских храмах принято сидеть). Назвали церковь именем Св. Марка, которого копты считают своим первым патриархом. Долгое время эта церковь была крупнейшей в Маншиет Наср. Но находка, сделанная 4 августа 1991 года, стала толчком к строительству пещерного храма таких размеров, по сравнению с которым церковь Св. Марка кажется почти игрушечной.
В тот день рабочие, реставрировавшие древнюю церковь в Старом Каире, нашли на глубине трех метров глиняный склеп, а в нем – останки невысокого роста мужчины. Надпись на склепе гласила, что в нем похоронен Семаан Кожевенник – человек, сотворивший тысячу лет назад великое чудо.
Халиф Муизз, правивший Египтом в конце Х века, любил религиозные дебаты. Дебатировать же было с кем: несмотря на начавшийся в 641 году, после арабского завоевания Египта, процесс исламизации страны, большинство ее жителей все еще составляли христиане-копты. Была в Египте и община иудеев. В 979 году Муизз призвал и тех, и других на очередную дискуссию. Один из иудеев процитировал то место в Евангелии от Матфея, где Иисус говорит своим ученикам: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "Перейди отсюда туда", и она перейдет, и ничего не будет невозможно для вас" (17:200). Так вот, спросил иудейский богослов коптского патриарха, можешь ли ты силой веры своей, коли она истинная, передвинуть гору Мукаттам?
Муизз поддержал иудея и дал христианам три дня на совершение этого чуда. В противном случае, сказал халиф, я объявлю вашу религию ложной, и тогда вам придется либо погибнуть, либо покинуть Египет, либо принять ислам.
Три дня и три ночи патриарх и его свита усердно молились в церкви Аль-Муалляка в Старом Каире. И явилась им Дева Мария и сказала: "Семаан Кожевенник – вот кто сотворит чудо. Поставь, патриарх, его за собой".
На другой день толпы людей собрались у горы Мукаттам. Сначала христиане долго молились, а потом патриарх, за спиной которого стоял Семаан, осенил гору крестом. И раздался страшный грохот. Гора задрожала, и часть ее исчезла – будто действительно отодвинулась. Так повторялось три раза. Объятый страхом Муизз бросился к патриарху, уверяя его в том, что убедился в истинности христианской веры. Копты были спасены, а Семаан Кожевенник причислен после смерти к лику святых.
История эта подробно описана в современных коптских манускриптах. Ее очень подробно излагает и русский паломник Василий Гагара, побывавший в Египте в 1634 году, только называет гору не Мукаттам, а Одор. Верить или нет – дело каждого. Скептики говорят, что в тот день, наверное, в Каире просто произошло землетрясение…
Вскоре после обретения мощей Св. Семаана заббалюны и заложили в одной из пещер Мукаттама гигантский собор его имени. Пещеру значительно расширили, в ней построили амфитеатр на 20 тысяч мест! Еще до завершения строительства, 11 июля 1992 года, часть мощей Св. Семаана была перенесена в новый собор, часть же оставлена в Старом Каире.
Служба в соборе проходит каждый четверг с 19 до 22 часов. Во время последнего визита туда в январе я спросил сторожа, сколько людей собирается обычно в это время в соборе. «Тысяч пять, не меньше!» – ответил он.
Кроме соборов Св. Семаана и Св. Марка, в религиозном комплексе еще четыре церкви, размерами поменьше. Копты называют этот комплекс "Дейр Анба Семаан" (Монастырь Св. Семаана), хотя монахов там нет.
Стены пещерных храмов, да и просто отроги Мукаттама, украшают огромные барельефы-скульптуры на библейские сюжеты. Их автор – вовсе не профессиональный ваятель. Среди коптов есть и католики, и окормлять их духовно взялся в свое время польский священник по имени Мариуш. Однажды он попробовал свои силы в резьбе по камню – и на скале получилась чудесная икона. Мариуш и сейчас живет в Каире, множа свои произведения. Их уже 58. Думаю, будут и еще.
В монастырь Св. Семаана редко заглядывают туристы. О нем не знают даже некоторые копты. Но, находясь в Каире, стоит потратить пару часов на то, чтобы увидеть его величественные современные сооружения, сравнимые по масштабам с храмами древних.