Пирамида ХХ века
40 лет назад, 15 января 1971 года, был полностью введен в эксплуатацию Асуанский гидроэнергетический комплекс. Продолжавшаяся 11 лет гигантская стройка на Ниле была, наконец, завершена.
Еще древнегреческий историк Геродот метко заметил, что "Египет – дар Нила". Египетская цивилизация возникла и уже шестое тысячелетие существует благодаря великой реке. Но Нил – часть природы, а природа, как это нам всем известно, любит преподносить людям сюрпризы. Когда сток Нила стабилен, все замечательно. Но когда он очень высокий или очень низкий, возникают серьезные проблемы, а то и настоящая катастрофа. Потому-то египетские феллахи веками мечтали о том дне, когда рекой можно будет управлять.
Первую плотину на Ниле возле Асуана, у первого нильского порога, построили англичане на рубеже ХХ века. Но то ли духу им не хватило, то ли умения, только плотина эта не смогла обуздать Нил. Она способна лишь регулировать подачу воды в оросительную систему. Так что скоро стало ясно, что надо возводить новую плотину, высотную.
Египетские власти обсуждали этот проект еще в 1940-е годы, при королевском режиме. Но осуществить его так и не смогли. После революции 1952 года возведение высотной плотины стало приоритетной экономической задачей нового правительства. Но у самих египтян не было ни специалистов, ни средств на осуществление столь грандиозного проекта. Пообещавшие поначалу техническое содействие и финансирование страны Запада взяли свое обещание назад, когда им стало ясно, что республиканский Египет проводит независимую политику, поддерживает национально-освободительные движения. И тогда египтяне обратились за помощью к Советскому Союзу.
Первый камень в тело будущей высотной плотины был заложен 9 января 1960 года, немного выше по течению старой Асуанской плотины. Размеры Ас-Садд аль-Аали, как именуется высотная плотина по-арабски, впечатляют. Египтяне называют ее "пирамидой ХХ века". Но иное время породило и другие масштабы. В теле плотины могли бы уместиться 17 пирамид Хеопса! Ее длина – почти 4 километра, ширина по дну – 1 километр, высота – 111 метров. За плотиной, насколько хватает глаз, протянулось зажатое с двух сторон гранитными скалами водохранилище, озеро Насер. Длина его – 500 километров, причем треть приходится на территорию Судана. Так что недаром Международная ассоциация инженеров-строителей назвала высотную Асуанскую плотину одним из десяти выдающихся сооружений ХХ века.
Спроектировали плотину советские специалисты, они же помогали египтянам в ее возведении. И оборудование мощной гидроэлектростанции, ставшей основой индустриализации страны, тоже наше. За предоставленные Советским Союзом кредиты на строительство Египет давно расплатился.
Высотная плотина раз и навсегда укротила капризный Нил. Слово "навсегда" я употребил сознательно. Потому что плотина практически вечна, поскольку построена из местного гранита, пересыпанного песком и гравием. Как показало время, и землетрясения ей нипочем. Правда, лет через триста может возникнуть проблема, но не с самой плотиной, а с водохранилищем. Дело в том, что плотина задерживает нильский ил, и он начнет постепенно вытеснять воду из озера Насер. Но уже сейчас разрабатываются проекты очистки этого искусственного озера от ила.
Высотная плотина – что вентиль на водопроводной трубе. Теперь можно пускать в русло реки столько воды, сколько необходимо египетской экономике. Засухи и наводнения остались в прошлом. Значительно расширились посевные площади, многие старые земли стали получать воду круглогодично и давать три урожая в год вместо одного.
Конечно, столь решительное вторжение человека в природу не могло остаться совершенно безнаказанным. Негативные последствия строительства высотной плотины (хотя и не сопоставимые с пользой от нее) египтянам пришлось преодолевать. Все они связаны с тем, что плотина задерживает ил. В прежние времена он служил крестьянам отличным удобрением и дешевым строительным материалом. Ныне поля приходится удобрять, а строить из красного кирпича или цемента. Отсутствие ила сделало воду прозрачной, и оросительные каналы стали значительно быстрее зарастать. И, наконец, река выбрасывала ил в Средиземное море, поддерживая тем самым береговую линию. Когда ил исчез, море стало наступать. Сейчас дельту защищает от эрозии мощная дамба.