Примерно в 20 км к югу от Эль-Миньи среди бесплодных скал восточного берега находятся скальные гробницы Бени-Хасана (открыты ежедневно 8:00-17:00,), названного так по имени одного из местных арабских племен. Яркие росписи некрополя проливают свет на жизнь египтян эпохи Среднего царства (2050-1800 гг. до н. э.) - периода, когда местная знать демонстрировала свою возросшую независимость от фараона, сооружая свои пышные гробницы в родных местах, а не в Саккаре. Бени-Хасан примечателен еще и тем, что здесь особенно разителен контраст между плодородными прибрежными территориями и пустыней. Отдельная тропа связывает некрополь с отдельно стоящим храмом в Спеос Артемидос, примерно в трех километрах от гробниц.
В настоящее время добраться до некрополя можно только из Эль-Миньи на частном такси в сопровождении полицейского или гида из туристического агентства. По новой дороге, проложенной вдоль восточного берега, добраться до Бени-Хасана можно всего за 25 минут. Также можно объединить в одну продолжительную экскурсию посещение Бени-Хасана, Туна-эль-Гебель и Гермополя. В таком случае нужно ехать через Абу-Киркус на западном берегу и переправляться через Нил на пароме: таксист высадит вас у пристани парома в 3 км от Абу-Киркуса и будет ждать до вашего возвращения из Бени-Хасана, переправа на пароме (ежедневно 8:00-17:00) занимает 15 минут.
Билетная касса в Бени-Хасане расположена в 300 м от пристани, рядом находится кафе с безалкогольными напитками. Сторож проводит вас до гробниц и откроет их, по окончании осмотра он будет ждать чаевых. Как и во всех достопримечательных местах Нильской долины, в Бени-Хасане много полиции.
Гробницы Бени-Хасана
Хотя большинство из 39 гробниц Бени-Хасана остались незаконченными, четыре памятника, открытые для осмотра, хорошо демонстрируют эволюцию художественного стиля, имевшую место в эпоху правления XI-XII династий. Разнообразные по планировке помещения представляют собой переходный этап между мастабами Древнего царства и глубокими погребальными шахтами Долины Царей, в них постепенно появляются крытые входные галереи и коридоры, специально заглубленные для того, чтобы усилить впечатление от стоящих в конце статуй умерших. Мумии были скрыты на дне шахт вместе с погребальными текстами, заимствованными из царских погребений эпохи Древнего царства. В росписях традиционные мотивы иконографии фараонов перемежаются сценами из повседневной жизни, новаторские изображения борцовских поединков предвещают батальные сцены эпохи Нового царства. Хотя росписи частично сбиты и местами выцвели, они заслуживают внимательного осмотра. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение цветового слоя, в гробницах запрещена фотосъемка. В описаниях гробниц отдельные композиции помечены латинскими буквами, указывающими на их расположение на схеме.
Гробница Хети (№17)
Осматривая многочисленные помещения, высеченные в скальной породе, вы в первую очередь попадаете в гробницу Хети. В ней уцелели две папирусовидных колонны, местами сохранившие оригинальную раскраску - цвета выглядят ярко и свежо. Как в большинстве гробниц, принадлежавших древнеегипетским вельможам, росписи гробницы Хети расположены ярусами, при этом высота яруса над полом соответствует пространственной удаленности изображаемого сюжета: сцены, связанные с Нилом, расположены под картинами изображающими быт в Долине; выше идут виды пустыни, а на самом верху - изображения совсем далеких мест.
На стенах гробницы мы видим изображения гиппопотамов, наблюдающих за сборщиками папируса [а], и сцены охоты на диких животных в пустыне [Ь], размещенные над рядами фигур ткачей, танцоров, художников и игроков в се- нет (сенет - древнеегипетская игра, напоминающая наши шашки). За всеми этими людьми наблюдают сам Хети и его супруга [с], в то время как их слуги несут подарки - газелей и птиц [d].
Задняя (восточная) стена помещения выделяется большим количеством разнообразных сцен борьбы [е], которые, как считается, связаны с борьбой против восточных врагов Египта; ныне утраченное изображение штурма крепости ясно указывало на именно такое значение росписей. Обратите внимание на фигуру человека, стоящего на голове, и изображения других «йоговских» поз, помещенные между сценами изготовления вина [f| и выпаса скота [h]. Пахота [i] - еще один из видов сельскохозяйственных работ, за которым наблюдает номарх Хети в сопровождении карлика и носителей опахал [g]. Также заслуживают внимания расположенные в углу изображения лодок, принадлежавших Хети, и быков, сцепившихся рогами [J].
Гробница Бакета III (№ 15)
Хети унаследовал власть над номом Антилопы от своего отца, похороненного в гробнице Бакета III. Росписи в этой гробнице по сюжетам схожи с теми, которые украшают усыпальницу Хети, некоторые сцены сохранились лучше, другие - хуже. Фреска со сборщиками папируса [а] сильно выцвела, а сцена охоты в пустыне [b], напротив, изобилует деталями (обратите внимание на спаривающихся газелей в левом углу). Ниже изображены игроки в мяч и женщины, прядущие волокно. Заднюю стену украшают более 200 сцен борьбы [с], а над погребальной нишей изображена чудесная пара птиц [d]. На южной стене [е] запечатлены эпизоды из жизни самого номарха, жившего во время правления XI династии. Во втором сверху ярусе изображены его подчиненные, пересчитывающие скот и избивающие палками недобросовестных плательщиков податей.
Гробница Хнумхотепа (№ 3)
Портики с колоннами и ниши для статуй (сменившие сердабы - тайные помещения эпохи Древнего царства) являются отличительными признаками гробниц XII династии, расположенных в 150 м к северу. Гробница Хнумхотепа оформлена протодорическими колоннами и иероглифическими надписями, восхваляющими номарха, который одновременно был правителем областей в Восточной пустыне. На стенах вестибюля изображена его погребальная процессия [а]. Слуги взвешивают зерно, а писцы заносят на свитки количество запасов в зернохранилищах [Ь]. Под сценами охоты в пустыне [с] изображены представители сирийского народа Аму в полосатых одеждах, приносящие дань; во всех подробностях переданы их экзотические наряды, фигуры Животных и разнообразные дары. Сам номарх изображен в тот момент, когда ему подводят глаза.
В нише сохранились изображения детей правителя, но от его собственной статуи остался только постамент. В других местах мы видим, как Хнумхотеп ловит птиц сетью, охотится с копьем [d] или ловит рыбу с лодки в зарослях тростника [е]. После традиционной церемонии принятия даров [f] номарх, сидя на носилках, осматривает корабельный лес, а затем плывет в Абидос [g]. В верхнем и нижнем ярусах изображены прачки с обнаженной грудью, ткачи и другие ремесленники. Иероглифы под этими сценами дают ключ к пониманию политических взаимоотношений между номархами и фараонами XII династии
Гробница Аменемхета (№ 2)
Гробница Аменемхета принадлежит предшественнику Хнумхотепа, чьи военные заслуги перечислены в надписи, размещенной у входа, рядом с текстом, рассказывающим о смерти Сенусерта I. Протодорические колонны поддерживают сводчатый потолок, расписанный разноцветным орнаментом, напоминающим плетение тростниковой циновки. За фреской [а] с оружейниками, кожевниками (вверху) и ткачами (внизу) следует привычная сцена охоты [Ь], под которой изображен Аменемхет, собирающий подати в своих землях. Обратите внимание на фигуры во втором ряду снизу - это писцы, бранящие нерадивых налогоплательщиков. Под сценами осады крепости и другимим военными действиями мы видим Аменемхета, плывущего в Абидос [с]. В нише [d] находятся поврежденные статуи владельца гробницы, его матери и его супруги Хептет, которая принимает дары, сидя за собственным столиком для приношений [е]. Над ложной дверью изображены люди, ловящие сетями рыбу и жарящие ее на вертелах, а по обе стороны от нее мы видим музыкантов, пекарей и домашних животных, переходящих реку вброд.
Спеос Артемидос
С огибающей утесы дороги, идущей через Бени-Хасан, открывается прекрасный вид на долину Нила и резкую границу между плодородными землями и пустыней. Если полиция разрешит, пройдите по этой дороге примерно 2,5 км от гробницы Хети, а затем еще 500 м вверх по вади к маленькому скальному храму Спеос Артемидос. Строительство святилища начала еще царица Хатшепсут, над дверью вырезана надпись, рассказывающая о восстановлении ею порядка после ужасного правления гиксосов (но, как часто случалось в египетской истории, Сети I приказал вставить в иероглифический текст свое имя и приписал эти заслуги себе). Но увенчанные головами богини Хатхор колонны храма лишь грубо обтесаны, а само святилище со статуей богини-львицы Па- хет по большей части не завершено. Однако, переднее помещение храма было украшено изображениями Хатшепсут, приносящей дары богам. Сразу за храмом находится маленький грот (греч. speos), от которого и происходит греческое название храма. Чуть дальше в пустыне сохранились кельи раннехристианских отшельников, поэтому вади носит название Долины анахоретов.
Антинополь
Древний город Антинополь, некогда стоявший в 10 км к югу от Бени-Хасана, заслуживает упоминания лишь из-за своей истории. В 130 г. римский император Адриан путешествовал по Египту со своим любимцем Антиноем и получил предупреждение от оракула об ожидающей его тяжелой потере. Тогда Антиной бросился в воды Нила, желая своей смертью предотвратить еще большие несчастья, грозящие его господину. Безутешный Адриан объявил юношу божеством и, прежде чем отправиться на юг, в Фивы вместе со своей нелюбимой супругой Плотиной, основал в честь Антиноя город. Сегодня от города остались лишь несколько колонн из красного гранита; камень из развалин в основном пошел на строительство соседней деревни Шейх-Абадах или был использован для изготовления цемента еще в XIX столетии.