На противоположном - западном - берегу реки находятся еще два древних памятника, руины которых менее величественны, чем связанные с ними легенды. Согласно одной из мифологических традиций, Сотворение мира началось на первобытном холме возле Гермополя, где сейчас два огромных каменных бабуина напоминают о давно исчезнувшем храме Тота. Большее впечатление производит городской некрополь - Туна-эль-Гебель, - в катакомбах которого были захоронены тысячи священных бабуинов и ибисов.
Из-за ограничений на передвижение к обоим памятникам можно проехать только на частном такси в сопровождении полицейского или экскурсовода. Заказать поездку на такси через туристическое бюро в Эль-Минье, а в сочетании с посещением Бени-Хасана или Тель-эль-Амарны. Хотя на карте оба пункта находятся рядом, на переправу через Нил и переезды от одного места к другому уходит довольно много времени, поэтому придется выбирать: либо Бени-Хасана, либо Тель-эль-Амарны вместе с Туна-эль-Гебель и Гермополем - это займет шесть-семь часов - объехать за один день все эти достопримечательности невозможно.
Руины Гермополя
Почти стертые с лица земли руины древнего Гермополя находятся за селением ЭЛЬ-АШМУНЕИН, в 8 км от Малави. Свернув направо с главной улицы селения, вы попадете в музей древнего искусства резьбы по камню под открытым небом (вход бесплатный). Его открывают две огромные, сделанные из песчаника статуи бабуинов, которые некогда поддерживали потолок храма Тота, выставляя напоказ свои фаллосы (уничтоженные в эпоху раннего христианства). Храм, построенный Рамсесом II из камней Тель-эль-Амарны, стоял внутри священного участка, занимавшего 640 кв. м, - в священном центре города, поклонявшегося богу Луны.
Гермополь играл роль культового центра с раннединастических времен; он считался тем самым местом, где на вершине первобытного холма бог Солнца появился из космического яйца. Как и в Гелиополе (в котором упоминались сходные мифы), местное жречество выработало сложную космогоническую систему, известную под названием Гермопольская Огдоада (или Великая восьмерка). Хотя древние египтяне называли город Хемену, в историю он вошел как Гермополь Магна; эллинистическое название отражает связь в представлениях греков египетского Тота и их собственного бога Гермеса. Однако, ни одна из сохранившихся каменных насыпей не вызывает ассоциаций с сотворением мира; внимания заслуживают, пожалуй, только 24 изящные гранитные колонны, стоящие немного южнее. Колонны были установлены на место археологами, которые по ошибке приняли их за остатки греческой агоры. Некогда они принадлежали эллинистическому храму, а затем поддерживали перекрытия коптской базилики V в.
Туна-эль-Гебель
От Ашмунейна бетонная дорога ведет к следующей деревне, расположенной еще на 5 км вглубь пустыни. Это ТУНА-ЭЛЬ-ГЕБЕЛЬ, которая получила свое название от древнего некрополя (открыт ежедневно 8:00-17:00, 12 фунтов). По дороге обратите внимание на стелу на утесе вдали, которая раньше отмечала границу земельных угодий, на которые претендовала Тель-эль- Амарна, расположенная на противоположном берегу реки (см. ниже). Название «Туна» может происходить от древнеегипетского слова Ta-Wnt (заяц) или ta-hnt (означающего место, где собираются стаи ибисов). На протяжении тысячелетий Туна была культовым центром, где паломники поклонялись богу Тоту и платили жрецам, которые бальзамировали тела ибисов: в общей сложности в жертву было принесено около двух миллионов таких птиц, по большей части выкормленных специально для этой цели. Сегодня некрополь скрыт под толщей песка, волнистые наносы подчеркнули рельефность очертаний угловатых мавзолеев, но скрыли все остальные детали.
За местом отдыха для туристов, где есть прохладительные напитки и опрятные туалеты, направо уходит дорога к катакомбам, которые, как говорят, простираются до самого Гермополя. Та их часть, которая открыта для осмотра, состоит из грубо прорубленных коридоров с перекрытыми боковыми ответвлениями, где хранились мумии священных животных Тота - бабуинов и ибисов (сохранились образцы льняных пелен). В святилище возле лестницы находятся статуя бабуина и мумия довольно жалкого вида. Также здесь можно увидеть саркофаг верховного жреца, следившего за процессом мумификации.
Дальше вдоль дороги находятся несколько мавзолеев, раскопанных Густавом Лефевром в 1920 г. Самый красивый из них - усыпальница Петосириса, верховного жреца бога Тота (чей саркофаг находится в Египетском музее в Каире), относящаяся 350 г. до н. э. Стены вестибюля украшены традиционными изображениями быта - изготовления кирпичей, шитья одежды, сбора урожая (слева), доения коров, возделывания земли и приготовления вина (справа), - но все персонажи представлены в греческих костюмах. Внутри самой гробницы находятся живописные сцены из «Книги врат» и «Книги мертвых». На самой яркой фреске (на правой стене в глубине помещения) изображены девять бабуинов, двенадцать женщин и дюжина кобр, олицетворяющих временные циклы. Также обратите внимание на фигуры нубийцев на противоположной стене.
В другой гробнице находится мумия Айседоры, молодой женщины из Антинополя, утонувшей в водах Нила около 120 г. до н. э. Жертвы реки, служившей для египтян источником жизни, после смерти обретали святость, но из-за небрежно проведенной мумификации и активной деятельности термитов останки Айседоры не показывают туристам.
Среди пустынного пейзажа, простирающегося справа от дороги, вы можете различить несколько колонн из храма Тота, некогда возвышавшегося над некрополем. Сохранилось и кирпичное сооружение над источником, который снабжал некрополь и его священный птичник чистой водой. Ее подводили сюда с помощью огромного водяного колеса, стоявшего на 70 м ниже уровня пустыни. К самому источнику можно подняться по спиральной лестнице.