Некогда здесь стоял храм Атона, внутри северной стены которого находился Зал иноземных даров, куда посланники из других стран приносили дань (как можно увидеть на изображениях в гробницах). В отличие от традиционных древнеегипетских храмов, в которых становилось все темнее по мере приближения к святилищу, храм Атона не имел крыши и весь был залит солнечным светом.
Считается, что после смерти Эхнатона Хоремхеб приказал разрушить храм, а Рамсес II использовал плиты из фундамента для строительства своих храмов в Гермополе, на противоположном берегу Нила. Сегодня копия колонны, имеющей форму связки стеблей лотоса, несколько неуместно высится над низки ми стенами, сооруженными Барри Кемпом за десятилетия работы в рамках проекта по изучению и сохранению памятников Тель-эль-Амарны.
Дальше к югу находятся остатки здания царского архива (их трудно различить под песчаными наносами), где были найдены знаменитые амарнские письма. Эти глиняные таблички, покрытые знаками аккадской клинописи использовавшейся для дипломатической переписки с азиатскими странами рассказали нам много нового об амарнской эпохе. Было найдено около 360 писем, но, несомненно, еще большее их количество утрачено, так что ученым все еще есть над чем поломать голову и о чем поспорить.
Дальше расположены три расчищенных прямоугольных участка, где в древности находился царский дворец. Личные покои семьи фараона были отделены от величественных залов для приемов, которые находились в центре огромного комплекса. Когда Флиндерс Питри раскопал комнаты Нефертити, он нашел плитки с декором из цветов и фруктов, украшавшие стены, и расписной пол с изображениями рыб, птиц и насекомых (впоследствии росписи уничтожил местный крестьянин, которому не нравилось, что туристы топчут его поле). На противоположной стороне Царской дороги стоял еще более грандиозный Государственный дворец с причалом для царской ладьи. Дворцы были связаны друг с другом крытым переходом над дорогой (сохранилась часть его пилона), в котором было сделано «Окно явлений», откуда Нефертити и Эхнатон осыпали своих придворных золотом и драгоценностями.
К югу от царской резиденции располагалось святилище Атона, вероятно, использовавшееся в обрядах частного культа семьи фараона, а также дом верховного жреца Панехси. Дальше простирались жилые кварталы города; самые богатые дома стояли вдоль дороги, лачуги бедняков - на краю пустыни. В этой же части города находилась мастерская скульптора Тутмоса, на месте которой в 1912 г. был найден знаменитый бюст Нефертити, впоследствии тайно вывезенный в Берлинский египетский музей.
Загородные дворцы и стелы
Наилучшим по сохранности примером амарнской постройки является Северный дворец Нефертити - летняя резиденция, располагавшаяся в 1,5 км от современного Эль-Тилль. Остатки стен и углубления на поверхности очерчивают прежнее местонахождение залов и внутренних дворов, сгруппированных вокруг сада, в котором некогда был бассейн. Как и все дворцы Амарны, эта резиденция делилась на общественные помещения и личные покои, двери которых выходили на север, откуда чаще всего дул ветер. Комнаты с оштукатуренными и покрытыми росписями стенами освещались с помощью масляных ламп, висевших на крючках или стоявших в нишах, а зимой для отопления использовались жаровни. В жилищах богатых людей также имелись туалетные и ванные комнаты. Именно здесь была обнаружена великолепная роспись пола с изображениями диких птиц и рыб (теперь находится в Каирском музее древностей). В отличие от древнеегипетских росписей других эпох в амарнском искусстве редко встречаются сцены охоты в зарослях тростника: это наводит на мысль о том, что Эхнатон не любил это традиционное для фараонов занятие.
В летние месяцы Эхнатон и Нефертити, возможно, любили ездить на отделанной драгоценным металлом колеснице на другой конец Царской дороги, во дворец Мару-Атон, или Южный дворец, располагавшийся вблизи современной деревушки Аль-Хаватах. Рядом с этим дворцом находилось искусственное озеро, окруженное деревьями и кустарником и питавшее водой дворцовые бассейны меньшего размера. Стены колонного зала были украшены росписями с узором из цветов и инкрустированы различными фигурами и символами Атона. Именно здесь Питри нашел сотни обломков фаянсовой плитки и прилипших к каменным плитам фрагментов росписей, на которых имена Меритатон были нанесены поверх более старых картушей, по мнению ученых, принадлежавших Нефертити. На этом довольно шатком основании археологи построили гипотезу о том, что Эхнатон охладел к Нефертити и приблизил к себе Сменхкара. В 1974 г. Джон Харрис повторно изучил фрагменты и пришел к выводу, что старые картуши на самом деле принадлежали Кэйе, о существовании которой ученым предыдущего периода было неизвестно. После этого Сэмсон выступила с предположением о том, что за именами Нефертити и Сменхкара скрывается одно и то же лицо.
Рубежи Ахетатона были обозначены пограничный стелами, установленными на высоких скалах (на картах отмечены звездочкой). Они воздвигались на протяжении нескольких лет подряд, и украшающие их надписи и портретные изображения помогли ученым установить последовательность многих событий правления Эхнатона. Высококачественный алебастр для храмов и общественных зданий привозили из каменоломен Хатнуба, расположенных в 10 км к юго-востоку от города (попасть туда можно либо верхом на осле, либо на внедорожнике). Пройдя выше по сухому руслу, можно найти следы лачуг рабочих и обломки керамики различных эпох.
Северный некрополь
Некоторые туристы довольствуются посещением только Северного некрополя, расположенного в 4 км от Эль-Тилль. Возьмите с собой факел, чтобы не споткнуться о неровности пола и получше рассмотреть рельефы и росписи (уже не столь четкие, как копии, снятые с них в 1900-е годы). В гробницах № 1 и 2 нет электричества, их открывают только по настойчивым просьбам туристов. Фотографировать запрещено во всех гробницах.
Гробница Уйа (№ 1)
Уйа, дворецкий царицы Тэйе и главный смотритель царского гарема, изображен в молитвенной позе у входа в гробницу, рядом с текстом гимна Атону [а]. Примечательно, что в следующей за этим изображением сцене пиршества [Ь] с участием Тэйе, царской четы и двух царевен вдовствующая царица только пьет (что было вполне допустимо по фиванским художественным канонам), в то время как царские дети с удовольствием принимают пищу (до этого лица царского происхождения никогда не изображались за этим занятием). На изображении по другую сторону от входа та же компания, за исключением царевен, пьет вино [с], после чего следует изображение царской процессии в Зал даров, где послы из Куша и Сирии ждут появления Эхнатона и Нефертити [d].
На задней стене Эхнатон осыпает владельца гробницы доагоценностями из «Окна явлений» (обратите внимание на сцену в мастерской скульптора, находящуюся ниже [е]), а по другую сторону от дверного проема тот демонстрирует свои награды [f]. На притолоке двери изображены три поколения царской семьи, в том числе и Аменхотеп III. На восточной стене мы видим, как Эхнатон ведет Тэйе в храм, выстроенный в честь родителей фараона [gj. Мумия
Уйа была спрятана в погребальной шахте [h] под полом поперечного зала, за которым находится святилище с незаконченной статуей владельца гробницы и росписями с изображениями жертвенных даров [i].
Гробница Мери-Ра II (№ 2)
Последнее пристанище Мери-Ра II, смотрителя обеих сокровищниц, сходно по планировке с гробницей Уйа, но оно было построено в последние годы правления Эхнатона, поскольку картуши этого фараона были заменены на картуши Сменхкара, а поверх имен Нефертити вырезаны картуши Меритатон. За входом (находящиеся здесь сцены поклонения божеству и текст гимна Атону сильно повреждены) следует помещение, на внутренних стенах которого изображена Нефертити, процеживающая напиток для царя, который восседает под навесом (слева), Мери-Ра, получающий в дар золотую диадему, и его семейство, радостно встречающее своего хозяина (справа). На задней стене сохранилась незаконченная сцена: Мери-Ра получает награды от Сменхкара и Меритатон, фигуры которых прорисованы черной краской.
Гробница Яхмоса (№ 3)
Эта сильно поврежденная усыпальница входит в число тех четырех гробниц, которые обычно показывают посетителям. На стенах вестибюля изображен опахалоносец Эхнатона Яхмос, возносящий молитвы Атону, рядом с надписью, которую сейчас уже трудно разобрать. Текст заклинает божество сделать так, чтобы «песок оставался на берегу, у рыбы в реке была чешуя, а у скота - шкура», а дальше следуют слова: «Пусть пребывает он здесь, пока лебедь не станет черным, а ворон - белым». Во внутреннем помещении можно с трудом различить изображение Яхмоса с топором и опахалом, символами его должности. По левую руку на стене находятся рельефы с фигурами щитоносцев и копейщиков, преклонивших колени или идущих вперед, за ними красной краской изображена огромная колесница, запряженная лошадью (возможно, художник собирался изобразить Эхнатона, ведущего свое войско в битву, которой на самом деле не было). В поперечном помещении находятся две ложные двери, глубокая вертикальная шахта и лишенное лица скульптурное изображение Яхмоса в натуральную величину, стоящее в нише.
Гробница Мери-Ра I (№ 4)
Верховный жрец Мери-Ра I (отец Мери-Ра II) удостоен великолепной усыпальницы с цветным карнизом над входом [а] и псевдоколоннами с цветочным узором в дальней части вестибюля [Ь]. Рельефные изображения Мери-Ра и его супруги Тенро в молитвенных позах помещены по обе стороны входа [с] в главное помещение гробницы, в котором сохранились две оригинальные колонны в форме связок папируса. Проходя вдоль стен зала по часовой стрелке, можно увидеть сцены награждения Мери-Ра золотым ожерельем [d], выезда царской семьи из дворца [е] и изображение Эхнатона на колеснице (как и в других местах, лицо царя и знак Атона были сбиты). Сцены принесения жертвенных даров [f] и поклонения Атону [g] обрамляют проход в дальнее помещение гробницы, отделка которого не была завершена - в нем нет никаких росписей. Более интересна восточная стена [h], на которой изображены Эхнатон и Великий храм (эта сцена помогла археологам реконструировать облик города). Обратите внимание на рельеф, находящийся в углу у самого пола [i]: художник сумел вложить глубокое чувство в изображения слепых нищих, ждущих подаяния.
Гробницы Пенту (№ 5) и Панехси (№ 6)
Третья гробница в этой группе принадлежала Пенту, царскому лекарю. На колоннах, имеющих форму связок папируса, сохранились следы краски, а на стене по правую руку можно увидеть изображения колесниц. Кроме этого, в гробнице, пожалуй, не на что смотреть. Лучше пройти 300 м к югу по тропинке вдоль скал к одиноко стоящей усыпальнице Панехси, смотрителя царских стад и зернохранилищ. В отличие от всех прочих гробниц декор ее фасада остался нетронутым, но внутренние помещения были переделаны коптами под часовню. Слева от входа изображена царская семья, возносящая молит
вы, ниже - их слуги. Покрытое росписями и похожее на апсиду углубление в главном помещении, по всей видимости, сделано коптами: обратите внимание на изображения крыльев ангела. В одном из углов дальнего помещения находится спиральная лестница, ведущая вниз, в подземную погребальную камеру, в которой стоят разбитые урны. У подножия скалы можно заметить слой битого камня и черепков - следы средневекового коптского поселения.
Царская гробница
После того как в 2004 г. проложили новую дорогу до подземной Царской гробницы, расположенной в бесплодном ущелье в 5,5 км от равнины, поездка на автомобиле стала занимать всего десять минут. До самой гробницы вас проводит смотритель и включит генератор, обеспечивающий электрическое освещение внутри. Гробница выкопана в ложе сухого русла (сейчас в нем устроены специальные каналы для отведения ливневых вод). Это первая усыпальница со времен XVIII династии, в которой коридор ведет непосредственно в погребальную камеру. Заупокойные изображения и тексты были полностью уничтожены жрецами Амона, мумий тоже нет, но в боковом помещении первого наклонного коридора сохранились фрагменты рельефов (сейчас они довольно неумело «восстанавливаются») со сценами погребального обряда одной из царских дочерей, Мекетатон или Анкесенпаатон. Эти рельефы, а также найденный здесь гранитный саркофаг с картушем Тэйе позволяют предположить, что гробница служила усыпальницей царской семьи. Неизвестно, были ли Эх- натон и Нефертити преданы земле в главной погребальной камере вне глубокой шахты (возможно, они были выброшены из могилы спустя несколько лет) или в каком-то другом месте. Существует мнение, что загадочная мумия, найденная в гробнице № 55 в Долине Царей, принадлежала Эхнатону.
Южный некрополь
Из Эль-Хадж Кандиль, расположенного рядом с древним поселением работников, дорога идет между пальмовых рощ к Южному некрополю, гробницы которого расположены на семи невысоких холмах двумя группами: № 7-15 и № 16-25. В число амарнских вельмож, похороненных сюда, входят Туту, ведавший при Эхнатоне внешней политикой, и Рамос, дворецкий Аменхотепа III, но посмотреть стоит на две гробницы - Эйе и Маху.
Гробница Эйе (№ 25)
Строительство гробницы Эйе так и не было завершено, поскольку он построил для себя новую усыпальницу в Фивах, после того как при Тутанхамоне двор переехал туда. Но те рельефы, которые все-таки были вырезаны, демонстрируют амарнский стиль в пору его расцвета, а потолок центрального прохо да украшен очаровательным шахматным орнаментом.
Обе боковые стены вестибюля [а] гробницы сохранили декор. Слева мож но увидеть, как царь, его супруга, три царевны, сестра Нефертити Мутнедж- мет и ее карлики во главе группы придворных возносят молитвы Атону. На противоположной стороне находятся превосходные рельефные изображения самого Эйе и его супруги Тэйе, воздающих почести божеству, а также самый полный текст знаменитого гимна Атону. На рельефе тщательно проработана каждая складка платья и прядь волос. Но самые интересные изображения находятся в главном помещении гробницы. Слева от входа мы видим, как под восторженные аплодисменты опахалоносцев, писцов и стражей из «Окна явлений» на Эйе и Тэйе льется поток драгоценностей [Ь]. Сцены из дворцовой жизни изображены краской или в технике врезанного рельефа: парикмахер делает прическу царской наложнице, а служанки в это время играют на арфах, танцуют, готовят еду и подметают пол. Придворные изображены в глубоком поклоне: никогда в египетском искусстве их позы не были столь подобострастны [с]. У задней стены помещения находятся разрушенная стела в форме двери [d] и лестница, ведущая в недостроенную погребальную шахту.
Эйе и Тэйе - загадочные исторические персонажи: их почтительно именовали «Божественными Отцом и Матерью», но прямых указаний на их царское происхождение нет. Некоторые ученые считают, что Эйе был сыном Иуйи и Туйи, деда и бабки Эхнатона по материнской линии; другие полагают, что его супруга Тэйе была кормилицей Нефертити или что они оба были родителями Тутанхамона. Несомненно, Эйе был визирем Аменхотепа III, Эхнатона и Тутанхамона, а даже некоторое время правил единолично (1352-1348 гг. до н. э.). Он был похоронен в Западной долине Фиванского некрополя.
Гробница Маху (№ 9)
В десяти минутах ходьбы от усыпальницы Эйе находится гробница Маху, отвечавшего за порядок в стране и на ее границах. Сразу за входом перед посетителем открывается поперечный зал, примечательный изображением стоящего перед визирем Маху вместе с двумя нарушителями порядка, которых он обвиняет в том, что они «действовали по подстрекательству иноземного правительства». В это время его подчиненные раскаляют на жаровне железные орудия для пыток (по левую руку от входа). Дальше расположены еще два разноуровневых помещения, связанные винтовой лестницей: будьте осторожны, здесь низкий потолок.