В 560 км к югу от Каира находится Абидос – один из один из самых древних культовых центров бога Осириса, вытеснившего здесь местных божества, таких как Хентиаменти, «Глава Запада» в котором слово «Запад» имеет прямой отношение к земле мёртвых, и Упуаута, «Открывающий пути» и проводник умерших. Абидос поэтому ассоциировался с загробным миром, подобно тому, как все современные мусульмане стремятся хоть раз в жизни посетить Мекку, древние египтяне старались побывать в Абидосе. Египтяне доставляли туда посмертно для погребения, они верили, что вход в загробный мир лежит среди холмов к западу от этого города.
Согласно мифу, записанному в египетских текстах, Осирис был царем золотого века, правление которого было благополучным и счастливым. Завистливый брат Сет решил его убить и рассеять по земле части его тела. Супруга Осириса, Изида, пустилась в долгий путь, чтобы собрать разбросанные части тела супруга и вернуть ему жизнь. У Осириса и Исиды, после воскресения Осириса, родился сын Гор – наследник отца. Победив Сета, он взошел на египетский трон и стал покровителем фараонов. Чтобы победить смерть, покойник должен был оказаться в роли Осириса и пройти вслед за ним путь от смерти к воскресению.
Абидос исследовали многочисленные экспедиции. Установлено, что уже в доисторические времена (Накада I и II) этот регион уже был населен. Здесь нашли печи для сушки зерна, весьма типичные для той эпохи. К этому же периоду относятся многочисленные кладбища, среди которых наиболее важным является Умм эль-Кааб, где были найдены гробницы царей I и II династий в окружении двух некрополей знати. Ранее считалось, что эти гробницы с царскими стелами, печатями и погребальной утварью были настоящими царскими усыпальницами. Но открытия в Саккаре пролили новый свет на эту проблему. По-видимому, уже в те времена существовал обычай сооружать для царя две гробницы — в священном городе Осириса Абидосе и в Саккаре, около современного Каира. Но в какой именно гробнице находилась царская мумия неясно по сей день.
В Абидосе сохранились развалины нескольких комплексов, но самый сохранившийся и наиболее часто посещаемый с момента своего открытия в 1830 году — это знаменитый храм Сети I, Второй фараон XIX династии, Сети I (правил 13 век до н.э.) Его правление в искусстве характеризовалось возвращением к стилю Древнего царства, а в политике — стремлением восстановить стабильность и вернуть потерянные территории. Во всем этом фараон преуспел, заложив основы нового золотого века, наступившего при Рамсесе II. Фактически, Рамсес и достроил этот храм.
Храм Сети I на первый взгляд отходит от классической схемы египетского храма. План храма сверху похож по форме на английскую заглавную букву L, ножка L указывает на север, а основание проходит с востока на запад. Еще одна особенность храма заключается в том, что вместо одной святая святых, посвященной богу или нескольким богам, в храме семь святилищ; однако их правильнее назвать молельнями, чем святая святых в обычном дизайне древнеегипетского храма.
Попасть в храм можно через два открытых двора; первоначально там был большой входной пилон, как и в других храмах этого периода. За пилоном в нем находилось два широких двора. Пилон, первый и второй дворы храма полностью разрушены. В середине первого двора стояли две круглые каменные емкости для воды, диаметром в три метра каждая: как и мусульмане, древние египтяне совершали церемониальные омовения перед посещением храма. Слева были построены многочисленные хранилища храма.
Обратите внимание на то что, храм построен на покатом склоне. Второй двор и два внутренних зала постепенно поднимаются от входа к молельням по ступеням или пандусам, как бы показывая, что боги стоят выше людей.
Дальше войти в колонные залы можно через портик, первая часть зала была завершена уже после смерти Сети, поскольку на большинстве рельефов в обществе многочисленных богов и богинь изображен Рамсес II. С продвижением в глубь внутреннего колонного зала изображения, вырезанные в низком рельефе, становятся более качественными, Эти рельефы были выполнены в правление Сети и изображают его в окружении богов — прежде всего Осириса, владыки загробного мира, и Гора.
За колонными залами располагаются семь часовен, каждая из которых была посвящена своему божеству. Центральная — Амону, боковые — Исиде, Ра-Хорахти, Осирису и Гору. К часовне Ра-Хорахти примыкала часовня Птаха, а последняя часовня была посвящена культу самого царя, Сети I. Один из выходов внутреннего колонного зала вел в помещение, отведенное для культа Птаха-Сокара и Нефертума, второй — в галерею со знаменитым списком египетских царей, позволяющим установить последовательность их правления.