Красный и Белый монастыри, расположенные к югу от Сохага, невелики по размеру и находятся в полуразрушенном состоянии, но их заброшенность лучше сочетается с нашими представлениями о первых христианах, искавших Бога в пустыне, чем суетливая деловитость мест вроде Дирунки. Несколько служителей присматривают за часовнями, древними камнями и пластмассовыми медальонами, которые оставляют копты-паломники, тысячами стекающиеся сюда на маулид Шенуды, проходящий в первые две недели июля. В это время между городом и монастырями курсирует дюжина микроавтобусов.
Белый монастырь
Широкая равнина раскинулась между Сохагом и Белым монастырем (Дейр- аль-Абьяд), окруженным высокими стенами из известняка, названным так по цвету строительного камня (по большей части заимствованного из древнеегипетских и римских построек). По легенде, основанный св. Еленой на обратном пути из Иерусалима, монастырь некогда обладал крупнейшим собранием коптских текстов во всем Египте (теперь книги разбросаны по 23 музеям разных стран) и служил домом для двух с лишним тысяч монахов. Сегодня в нем живут всего лишь четыре человека, а внутренний двор окружают разрушенные аркады и кельи. Несмотря на свои мощные стены, сильно утолщенные основания и увенчанные карнизом с выкружкой в древнеегипетском стилГ монастырь неоднократно страдал от грабителей. В 1798 году, когда Денон проходил мимо монастыря вместе с войсками Наполеона, постройки обители еще долго продолжали тлеть после набега мамлюков.
Снимите обувь перед входом в церковь Св. Шенуды - величественную, открытую всем ветрам и птицам базилику, с изображением сурового лика Хрис та-Вседержителя на потолке. Обратите внимание на сделанную из цельной гранитной глыбы кафедру, стоящую у северной стены, римские колонны в апсидах и древнеегипетские иероглифы на внешней поверхности стен.
Монастырь называют также Дейр Анба Шенуда, по имени его основателя жившего в V веке. Он ввел в монастырский устав легендарные бичевания, в одном из случаев закончившиеся смертью. Шенуда осуждал принятие ванн как роскошь богачей; древние монахи очищали свою кожу, катаясь обнаженными по песку. Во время маулида св. Шенуды (главный день праздника приходится на 14 июля) бездетные женщины, одетые в широкие платья, скатываются со склонов близлежащих холмов в надежде получить божественную милость.
Красный монастырь
Проехав вниз по дороге мимо огороженных стенами коптского и мусульманского кладбищ, вы увидите широко раскинувшуюся деревню, скромные постройки которой со всех сторон окружают Красный монастырь (Дейр-аль-Ах- мар). Основание обители, построенной из красного кирпича, приписывается св. Бишою, раскаявшемуся разбойнику, который стал учеником Шенуда (сохранив свою дубинку как напоминание о преступном прошлом). Отсюда второе название монастыря - Дейр Анба Бишой.
Главная церковь монастыря не такая светлая, как базилика Св. Шенуды, ее потемневшие фрески, относящиеся к X веку, уступают по красоте изящным ярусам ниш. Хотя похищенные из римских построек колонны и выполненный в древнеегипетском стиле карниз Белого монастыря еще выдают художественные заимствования в коптской архитектуре, сложные капители с цветочным декором, украшающие внешние ворота Красного монастыря, говорят о том, что она вскоре перешагнула этап простого подражания. В дальнем углу монастырского двора скромно притулилась маленькая Красная церковь, в которую не пускают женщин. Обратите внимание на замысловатые крючки-запоры на ее дверях.