Наскальное искусство Восточной пустыни - один из лучше всего сохраненных секретов Египта, незамеченный благодаря изобилию памятников эпохи фараонов в Долине Нила и трудностям при достижении многих мест, разбросанных на 2400 кв. км пустыни к востоку от Луксора и Идфу. Хотя они небольшие по сравнению в Западной ; пустыней, опасности этой территории нельзя недооценивать: очень легко потеряться в лабиринте безводных вади, и по меньшей мере одна из групп, путешествующая на 4 WD погибла там. Наскальные рисунки варьируются от одиночных картинок на валунах до ряда скал, усеянных изображениями людей и животных, флотилиями лодок и стадами жирафов, страусов и слонов. Хотя древнеегипетские и римские надписи приоткрыли многое о горных работах и торговле, именно наскальное искусство, созданное перед объединением Египта (около 3100 г. до н.э.), является действительно занимательным, поскольку проливает свет на происхождение египетской цивилизации.
Датировка додинастического наскального искусства очень предположительна, она включает в себя стилистические сравнения и анализ природных отложений на камнях и рисунках. С тех пор как вади часто понижаются, некоторые ученые датируют эти произведения их высотой над уровнем долины, приписывая спирали самой ранней фазе (7000-6000 гг. до н.э.), за которыми следуют сцены из дикой природы и охоты. Изображения жирафов, крокодилов, гиппопотамов и горных козлов в основном относятся ко времени, когда регион был более влажный, чем теперь (около 4000-2700 гг. до н.э.), и верблюды не проникали в Египет до середины 1 тыс. до н.э.; в то время как слоны обитали здесь в додинастические времена. Изображение рогатого скота отражает пасторальный стиль, который процветал между 5500 и 4000 гг. до н.э. и, вероятно, вдохновил впоследствии изображение быка в цивилизации фараонов.
Самые древние изображения человеческих фигур представляют собой богов или вождей в головных уборах из страусиных перьев с жезлами; интригующе схожие с мотивом «Героя завоевателя» в до- и раннем династическом искусстве в Иераконполе в Долине Нила. Они изображены стоящими в лодках и часто окружены страусами, слонами или домашним скотом. И Ханс Уинклер, который провел здесь плодотворное исследование в 1930-х гг., и Дэвид Рол, который недавно изучал наскальное искусство, верят, что самые древние изображения лодок относятся к «Восточным завоевателям» из Месопотамии, которые достигли Египта по Красному морю и покорили местных жителей Долины Нила, нанеся удар по египетской цивилизации. Лодочные мотивы использовались на протяжении всей эпохи фараонов.
Во времена фараонов Восточная пустыня была важным источником золота, порфира и брекчии, так что здесь можно найти очень много иероглифов и картушей великих фараонов и изображений Мин (местное божество коптов и бог пустыни). Для римлян дорога в Беренику была важным торговым маршрутом, хорошо защищенным фортами и отмеченным неразборчивыми разнообразными граффити, в то время как бедуины, проникавшие с Синая и из Судана, оставляли собственные племенные знаки.
Здесь есть три интересные зоны. До двух из них можно добраться на 2 WD, по дорогам между Эль-Кусейр и Кифт или Марса Алам и Идфу, но для всех вади между ними требуются 4 WD.
Вади Хаммамат
Дорога от Эль-Кусейр до Кифта проходит мимо множества наскальных произведений искусства и надписей, большинство которых относятся к эпохе фараонов. Каменоломни в Вади Хаммамат полны прекрасных иероглифов, некоторые нанесены поверх изображений танцующих богинь и горных козлов. Додинастические лодки и надписи времен фараонов появляются на скалах по обеим сторонам дороги между Вади Хаммамат и Эль-Лакита. Обе эти местности отмечают начало пути к додинастическим памятникам в Вади Каш и Вади Атван, чтобы добраться до них, требуются 4 WD и проводник, который действительно знает дорогу.
Вади Минех. Можно добраться и по другой главной дороге, это восхитительная местность из широких вади и дюн, которая недоступна без GPS и включает в себя самое большое количество петроглифов и наскальных произведений искусства в Египте. Далее на юге в Вади Абу Василь изолированная область, которую Уинклер называл Зона 26, покрыта изображениями вождей, лодок, страусов и домашнего скота. Одно изображение представляет собой человека, пускающего кровь у коровы, эта практика до сих пор встречается среди пастушеских племен.
Вади Баррамия. Дорога от Марса Алам до Идфу проходит прямо через это вади, где находится высеченный из скалы храм Канаис, в 50 км от Идфу. Здесь находятся изображения, на которых Сети I убивает Шазу (обитателей пустыни) и нубийских врагов, и надписи, прославляющие колодцы, которые он выкопал вдоль этой пустынной дороги. К востоку от храма додинастические лодки изображены по обеим сторонам дороги; некоторые из них огромные, включающие до 70 человек команды. Обратите внимание на пиктограммы гиппопотама, слона и знамени фараона, напоминающего иероглиф «бурить», соответствующий этой области горных разработок. Еще больше изображений лодок и животных в пределах пешего расстояния от дороги и по верхним сторонам вади. Вади Умм Салам дублирует «Каньон лодок» и также содержит линии и закорючки, соответствующие современным картам систем вади - некоторые думают, что это додинастическая карта этой области.
Полезные советы
По климатическим причинам наскальное искусство Восточной пустыни лучше всего изучать с середины сентября до середины мая. Автомобилисты должны путешествовать парами и взять с собой необходимое для путешествия количество воды и бензина. Из-за золотых приисков, расположенных в этой области, и необходимости защиты этих уязвимых мест доступ разрешен только с побережья Красного моря.