Спрятанные среди пустынных холмов Красного моря, старейшие египетские монастыри - посвященные Св. Павлу и Св. Антонию, восходят к периоду становления христианского монашества, соблюдая ритуалы, которые едва ли изменились на протяжении 16 веков. Их ощутимая связь с первоначальной церковью придает им особый резонанс для верующих, но не надо быть слишком религиозным, чтобы воспринять их умиротворяющую атмосферу и величественную окружающую обстановку. Здесь есть также возможности для того, чтобы наблюдать за птицами в естественных условиях вблизи.
Для многих Св. Антоний (251-356 гг.) считается «отцом монашества», и его жизнь совпала с изменением положения христианства. Когда Антоний лишился родителей в 18 лет, он отдал сестру в монастырь, продал имущество и стал отшельником. Христиане в это время подвергались все большему преследованию - наступила «Эра мучеников», с которой начинается коптский календарь. При утверждении христианства в качестве государственной религии в 313 г. многие христиане опасались, что Церковь будет подвержена мирской суетности и считали жизнь отшельников более чистой альтернативой. Св. Антоний удалялся все дальше в пустыню, где вскоре нашел убежище под горой Калах и прожил в пещере до своей смерти в возрасте 105 лет.
На иконах изображают святого, одетого в шкуры животных, босого и с белой бородой, в сопровождении львов. Век спустя греческий ученый Афанасий подробно изложил его лишения и видения в работе, сформировавшей прототипы христианской агиографии,«Житие Антония», которая стала основой для описания Антония в пустыне на протяжении следующего тысячелетия в коптском и западном искусстве.
К монастырю Св. Павла (26 км к югу от Заафараны и 152 км к югу от Суэца), рад. познаваемого по пластиковым крышам автобусной остановки. Коптская моло дежь, выходящая здесь из автобуса, уверена, что ей удастся поймать машину, что- бы доехать до монастыря, 13 км вверх, так как довольно много автотранспорта движется по дороге. Если паломники, посещающие оба места, не предлагают вас подвезти, до монастыря Св. Антония можно добраться с помощью сервисных такси, курсирующих между Бени Суэйф и Заафарана. От указанного поворота в 33 км к западу от Заафараны всего 15 км вверх до монастыря.
В монастыре есть общежитие для гостей, хотя для того, чтобы остановиться в нем, вам понадобится письменное разрешение из «резиденции» в Каире, в которой часто отказывают, в особенности если вы не входите в группу паломников. В обоих монастырях есть кафетерии, а в монастыре Св. Павла - магазин, где продаются основные продукты питания, но вы можете принести с собой свои запасы. Курение и употребление алкоголя запрещено, и вы должны уважать монастырские правила, касающиеся одежды и поведения.
Монастырь Св. Антония
К западу от Заафараны широкая долина разделяет плато Гадала и прокладывает дорогу по направлению к Нилу, на 168 км. Она носит название Вади Араба, которое происходит от повозок, на которых когда-то доставляли провизию в монастырь, хотя легенда относит это название к колесницам фараона, которые преследовали израильтян до Красного моря. Сворачивая с дороги и следуя к холмам на юге, можно заметить монастырь, расположенный внизу под величественной грядой холмов, известной как гора Калах. Если вы сомневаетесь, попросите кого-нибудь, кого вы встретите, показать вам Дейр Анба Антониус или Дейр Каддис Антван.
Очень высокие стены с узким внутренним мостиком окружают монастырь Св. Антония (открыт ежедневно 8.00-17.00; закрыт в течение Великого поста и Рождества), чьи переулки с двухэтажными жилыми строениями, церквями, мельницами и виноградными, оливковыми и пальмовыми садами по существу составляют целое поселение. Прежде будучи автономной, община получает теперь большую часть провизии как из Каира, так и из собственной фермы рядом с Бени Суэйф, но остается зависимой от воды из своего источника, где, согласно арабской легенде, Мириам, сестра Моисея, купалась во время Исхода.
Говорящий по-английски монах проведет для вас экскурсию, различающуюся для каждого посетителя; не ожидайте, что вы увидите все, поскольку монастырь теперь находится в процессе реставрации. Достопримечательности включают в себя главную часть, покрытую сажей пекарню и библиотеку, состоящую из более 1700 манускриптов. Самая древняя из пяти церквей посвящена Св. Антонию, возможно, похороненному под ее фундаментом. Не пропустите настенные росписи, часть которых относится к VII в. и недавно были восстановлена в их бывшем великолепии, после того как они годами была спрятаны под слоями копоти, глубоко въевшейся грязи и воска от свечек. Во время Великого поста (когда ворота закрыты и все поставки в монастырь поднимают с помощью лебедки над воротами), монахи совершают литургию в церкви Св. Луки с двенадцатью куполами, датируемой 1776 г. Некоторые из церквей относятся к началу XII в., а также строятся новые. Есть хороший книжный магазин, где продаются книги о монастыре и коптской церкви в Египте, а также сувениры и открытки. Небольшой музей расположен рядом с книжным магазином, где подробно отражена история монастыря.
Все эти строения являются недавними по сравнению с монастырем, основанным вскоре после смерти Антония в 356 г. Пребывание здесь Св. Иоанна Колова - это все, что записано о ранней истории монастыря, но в VI и VII вв. произошел наплыв беженцев из Вади Натрун и затем монахов мелкитов.
Впоследствии разграбленный бедуинами и разрушенный до основания Наср аль-Даула, монастырь был восстановлен в течение XII в. коптскими монахами, из которых был выбран ряд эфиопских епископов. После убийственного восстания, поднятого монастырскими слугами, он был опять заполнен коптскими, сирийскими и эфиопскими монахами.
Возглавляемая епископом Юстусом, сегодняшняя постоянная монастырская братия из 110 человек состоит из людей с университетским образованием и в прошлом специалистов - мало чем отличаясь от типа людей, пришедших в монастырь в IV в. н. э. Обычный день в монастыре начинается в 4:00, с двумя часами молитв и гимнов, которые следуют за литургией и причастием, все совершается до завтрака.
Пещера Св. Антония
Раннее утро или время после полудня - лучшее время, чтобы взобраться к пещере Св. Антония (махара), 2 км от и 276 м над монастырем (возьмите с собой воды). После того как вы пройдете изображение Св. Антония, вырезанное в горной скале, вы увидите 1200 ступеней (45 минут), ведущих вверх к пещере, но захватывающие виды, открывающиеся с 680 метров над Красным морем, будут наградой за ваши усилия. Разноцветные вади и горные массивы спускаются вниз к лазурному заливу, за которым виднеются синайские горы. В пещере, в которой Антоний провел последние 25 лет, находятся средневековые надписи и современные тилбас: кусочки бумаги с просьбами «Господи, помяни раба твоего», которые паломники вставляют в трещины в скале. Мир птиц - удоды, пустынные жаворонки, вороны, синие горные дрозды и разноцветные трясогузки - удивительно богат, и вы можете ранним утром мельком увидеть пугливых газелей.
Монастырь Св. Павла
Монастырь Св. Павла (ежедневно 6:00-16:00; закрыт во время Великого поста и Рождества) всегда оставался в тени монастыря Св. Антония. Его основателю (не путать с апостолом Павлом) было всего 16 лет и он был сиротой, когда покинул Александрию, спасаясь от преследований импера_ тора Декия, что сделало его самым ранним известным отшельником. Незадолго до смерти Павла в 348 г. его посетил Антоний, и Павел попросил его принести мантию александрийского патриарха, чтобы его похоронили в ней. Антоний ушел, чтобы принести ее, но на обратном пути он увидел ду. шу Павла, которую возносили на небеса ангелы, и когда вернулся, нашел его мертвым. В то время как Антоний размышлял, что ему делать, появились два льва и вырыли могилу для тела, так что Антоний завернул его в мантию, как в саван, и взял тунику Павла из пальмовых листьев как подарок патриарху, который впоследствии надевал ее на Рождество, Богоявление и Пасху.
Монастырь (называется Дейр Анба Була или Дейр Мари Булус) был формой посмертного почитания последователей Павла: башенные стены построены вокруг пещеры, где он жил десятилетиями. Богатства этого монастыря привлекали посетителей в большей степени, чем слава его соседа. В 1484 г. все монахи были убиты бедуинами, которые осаждали монастырь Св. Павла на протяжении восьми лет; восстановленный патриархом Габриэлем VII, он был разрушен снова в конце XVI в.
Монастырь намного меньше, чем монастырь Св. Антония и выглядит более примитивно. Здесь находятся четыре церкви, но церковь Св. Павла является его духовным центром, церковь-пещера вмещает останки святого. Стены церкви расписаны фресками, которые уступают фрескам монастыря Св. Антония, хотя они и лучше сохранились. Монах проводит вас в приделы храмов и расскажет об иконах: обратите внимание на ангела у печи с отроками Шадрах, Мешах и Абеднего, и страусиные яйца, свисающие с потолка - символ Воскресения. Южное святилище самой большой церкви Св. Михаила включает в себя позолоченную икону, изображающую голову Иоанна Крестителя на блюде.
Когда бедуины совершали нападение на монастырь, монахи закрывались в пятиэтажной башне с источником воды, проходившей по тайному каналу. Теперь его недостаточно, чтобы обеспечивать 75 монахов и гостей, так что воду приносят извне.
Есть небольшой магазин, где можно купить продукты, и недорогой кафетерий, расположенный за монастырскими угодьями.