В Новой Амаде находится самый древний из нубийских храмов, рядом с которым располагаются храм из Дерра и скальная гробница Пеннута.
Храм Амады
Храм из Амады, посвященный Ра-Харахти и Амону-Ра, относится к эпохе правления XVIII династии и, таким образом, является самым древним из всех нубийских храмов.
Здание, построенное при трех фараонах (Тутмосе Новая Амада III, Аменхотепе II и Тутмосе IV), было перенесено со своего первоначального места, расположенного в 2,6 км от Новой Амады, благодаря содействию Франции. Храм был перенесен целиком по причине хрупкости его настенных украшений, не позволявших произвести разборку, как это было в случае с другими нубийскими храмами. После его поднятия при помощи сложной гидравлической системы и установки на специально спроектированную для этой цели железнодорожную платформу, храм, передвигавшийся с максимальной скоростью 25 метров в день, был доставлен на новое место, расположенное на 40 метров выше предыдущего, где он и был установлен с соблюдением его первоначальной ориентации.
Строительство этого небольшого храма из песчаных блоков было начато при Тутмосе III. Место его возведения, вероятно, было выбрано по его географическим характеристикам: в этом месте русло Нила делает крутой поворот и на протяжении небольшого отрезка течет на юг а не как обычно - на север. Строительство было закончено сыном Тутмоса III Аменхотепом II, а своими украшениями храм обязан Тутмосу IV, по приказу которого был построен зал с протодорическими колоннами, расположенный перед вестибюлем. К этому помещению, украшенному сценами, изображающими Тутмоса III и Аменхотепа II перед богами Амоном-Ра и Ра- Харахти и ежегодный ритуальный бег Аменхотепа II, примыкают две маленькие боковые пристройки, стены которых украшены сценами принесения Тутмосом III и Аменхотепом II жертв различным божествам.
В правой пристройке изображены сцены церемонии основания храма.
Храм Дерр
Харм Дерр, расположенный на расстоянии нескольких сот метров от храма из Амады, первоначально находился на восточном берегу Нила (единственный случай из всех нубийских храмов), в одиннадцати километрах к югу, и был одним из многочисленных памятников, сооруженных в Нубии Рамсесом II. Храм был посвящен богу Ра и по своей конструкции и декору он очень схож с большим храмом в Абу Симбеле, уменьшенной и упрощенной копией которого он может считаться. Храм Дерр, первоначальное название которого «Храм Рамсеса- Мериамона-в-доме-Ра», был полускальным и его возведение было приурочено к празднованию первого юбилея Рамсеса - праздника, отмечавшегося в честь тридцатилетия царствования. Внешняя часть здания состояла из первого гипостильного зала с восемью пилястрами и вела в портик, поддерживаемый четырьмя пилястрами и таким же количеством колоссов Рамсеса в облике Осириса, от которых остались лишь незначительные следы. В скальную часть храма входил второй гипостильный зал с шестью пилястрами, непосредственно за которым находилось святилище без промежуточного вестибюля. Оформление этого зала включает сцены принесения царем жертв различным божествам, а также другие сцены, связанные с юбилейными торжествами. Самой важной является сцена, изображенная на северной стене. Она представляет Рамсеса II под священным деревом ишед, между богом Тотом, пишушим его имя на дереве и держащим в руках юбилейный жезл, и богами Птахом и Сохмет. Святилище, к которому прилегают две боковые камеры, было украшено четырьмя высеченными из скалы, являющейся задней стеной храма, статуями, аналогичными статуям храма в Абу Симбеле, от которых сохранились лишь нижние части. На стенах изображены сцены жертвоприношений богам и священная ладья Амона, останавливавшаяся именно в этом храме во время религиозных процессий.
Гробница Пеннута
Маленькая скальная гробница Пеннута, высокопоставленного сановника Рамсеса VI (1141-1133 гг. до н.э.), носившего титул «Управитель Вавата и Миама», изначально находилась в Анибе, древнем Миаме, столице Нубии, напротив Каср Ибрима и примерно в 40 км к югу от ее современного расположения. Это единственная гробница, спасенная во время кампании ЮНЕСКО. Гробница отличается предельно простой конструкцией, состоящей из небольшой часовни, ниши, высеченной в ее задней стене и поддерживаемой архитравом с изображением священной ладьи Ра с поклоняющимися ей павианами, в которой находились три статуи, и погребальной камеры. Настенные росписи в левой части гробницы (западная сторона) изображают потусторонний мир, в то время, как в правой части (восточная сторона) представлены моменты земной жизни усопшего.