Эта скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых храма во время правления Рамзеса II (правил 1279—1213 до н.э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана. Скала названа в иероглифических надписях «священной горой», современное название Абу-Симбел произошло от скалы, на которой, в том месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе египетский мужчина, в заострённом фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба, а затем это название присвоено было и всей группе скал с их храмами.
Рамсес правил Египтом более шестидесяти лет. Он вошел в историю как удачливый полководец и как величайший строитель. Его храмы в Абу-Симбеле, относятся к числу наиболее выдающихся памятников древнеегипетской архитектуры. В отвесной скале были вырублены огромные пещерные храмы, посвящённый ему и его жене Нефертари. храмы должны были демонстрировать мощь фараонов каждому, кто приближался к Египту с юга.
Когда великая эпоха фараонов завершилась, храм перестали поддерживать в порядке, и его постепенно занесли пески. Он исчез из истории совершенно, не будучи упомянут ни греками, ни римлянами, — вплоть до случайной его находки швейцарским ученым-путешественником Жаном-Луи Буркхардтом в 1813 году, который так описал увиденное: «Вся голова, часть груди и руки одной из статуй все еще виднелись. Соседствующей статуи почти не было видно, поскольку ее голова была отбита, а тело погребено в песке почти по плечи. От двух других были видны лишь их головные уборы. Трудно решить, являются ли эти статуи стоячими или сидячими».
При столь огромной массе песка усилия по расчистке сводились сначала к поискам входа, который позволил бы войти в храм и посмотреть, какие сокровища лежат внутри. В 1817 году Джованни Бельцони, итальянский искатель приключений, сумел раскопать вход. Но его постигло жестокое разочарование: кроме нескольких маленьких статуй, которые он увез, в храме не было никаких сокровищ. Через три дня и Бельцони и его команда покинули Абу-Симбел навсегда. В течение последующих десятилетий было несколько попыток расчистить храм, однако все они оказались безуспешными. Лишь в 1909 году храм был окончательно освобожден от песков.
В 1960 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника.
ЮНЕСКО объявила конкурс на лучший проект по их спасению. В последний момент был принят шведский проект, одобренный египетским правительством. Оба храма были разрезаны на блоки весом до 30 тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Храмы покрыли колпаком из железобетона и сверху насыпали холм. Процесс переноса памятника происходил с 1964 по 1968 год. Храмы Перенос памятников Абу-Симбела считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.
Большой храм Рамсеса II
Рамсес построил в Нубии не менее семи храмов, но этот храм самый грандиозный: его фасад поднимается на 38 м вверх и тянется на 32 м в ширину. Возле него стоят четыре колоссальные статуи двадцатиметровой высоты. Во внутренние помещения храма можно попасть через колонный зал, центральный проход которого обрамлён с двух сторон восемью 10-метровыми статуями фараона. Красочные настенные рельефы в очередной раз восхваляют мужество Рамсеса в битвах. Рядом с традиционной битвой с врагами, которые изображены, в соответствии со сторонами света, справа как азиаты, а слева как нубийцы, и в разных эпизодах прославленной битвы при Кадеше против хеттов.
Большие боковые залы служили хранилищами для храмовых ценностей и предметов культа. Через четырёхколонный зал с изображениями жертвоприношений перед ладьями богов вы попадете в поперечный зал и главное святилище со скульптурами Птаха, Амона с большой короной из перьев, солнечного сокола Ра-Харахте. По степени божественности к ним приравнен и сам Рамсес.
Ось храма идет почти прямо с востока на запад, вход находится на востоке, чтобы лучи восходящего солнца пронизывали все внутренние помещения храма и озаряли божественные статуи в самой глубине святилища. Свет внутрь проникает через единственную дверь. Поскольку храм обращен на восток, дважды в год лучи восходящего солнца и ось храма совпадали. В результате этого при первых лучах внутренние помещения оказывались освещенными. Возникла даже легенда о том, что святилище было построено с расчетом именно на это, чтобы каждый год 22 февраля и 22 октября первые лучи солнца проникали в него и освещали божественную четверку (или, покрайней мере, ее часть) — Птах слева остается в тени. До тех пор, пока храмы не были перенесены на новое место, этот феномен приходился на день раньше. Некоторые египтологи предполагают, что он отмечал дни рождения и коронации Рамсеса.
Малый храм
В сотне метров к северу от большого храма, Рамсес посвятил своей любимой жене Нефертари и Хатхор, с которой всегда отождествлялась царица. Например, среди статуй-колоссов, фасада Нефертари, изображена в увенчанном рогами головном уборе богини.
План храма прост: зал покоится на шести квадратных опорах, проход из него ведет в вестибюль, расположенный поперек основной оси, и далее – в святая святых.
Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Но атмосфера в храме царицы отличается от атмосферы храма фараона. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает все вокруг своей благородной красотой. Вошедших очаровывает незримое присутствие великой царицы.