Самый современный и функциональный из всех египетских музеев, Нубийский музей дает своим посетителям полное представление не только об истории и археологии области, но и о нубийской культуре.
Нубийский музей является архитектурным комплексом необыкновенной красоты, великолепно вписывающимся в пейзаж: в нем не только представлено собрание важнейших находок - настоящий свод истории искусства и нубийской культуры - но, в то же время, он является живой структурой, ставшей осью, вокруг которой вращается культурная жизнь Асуана. Расположенный на зеленом холме, рядом с отелем “Олд Катаракт”, Нубийский музей, построенный по проекту египетского архитектора Махмуда эль-Хакима и открытый в 1997 году, имеет площадь в 15.000 квадратных метров и несколько уровней, которые были необходимы для вписывания здания в профиль участка, на котором оно построено. Сооружение окружено большим садом - настоящим музеем под открытым небом, - в котором установлены различные археологические находки, а также растут типичные деревья, кустарники и цветы, орошаемые из канала, образующего небольшие водопады.
В главном зале музея, в котором представлены более 2000 предметов, доминирует колоссальная статуя Рамсеса II, которая первоначально находилась в храме Герф Хуссейн, покоящемся сейчас под водой на глубине более 60 метров: это один из нубийских храмов, которые не могли быть спасены грандиозной нубийской кампанией ЮНЕСКО. Вокруг этого большого центрального зала проходит маршрут осмотра, начинающийся с представления области Нубия, за которым следует ряд витрин, посвященных доисторическому периоду. Экспозиция продолжается находками Древнего царства, когда в эпоху фараона Хефрена в области началась разработка карьеров ценных камней, использованных в скульптуре и в архитектуре.
Далее расположен сектор, посвященный Среднему царству, периоду, в который область управлялась местной династией номархов, и Новому царству. Именно здесь были впервые выставлены многие. экспонаты, спасенные в ходе Нубийской кампании, которой посвящен целый раздел музея. Серия интересных исторических фотографий и некоторые макеты рассказывают об этой необыкновенной эпопее. Естественно, что и другие периоды долгой нубийской истории богато иллюстрированы и документированы. Особый интерес представляет раздел, посвященный доисторической эпохе, в котором представлены страусовые яйца периода неолита, керамика периода Накада II, украшенная изображениями лодок (IV тысячелетие до н.э.), палетки для косметики в форме животных эпохи Накада II и кремниевые наконечники стрел. Что касается Древнего царства, то самым важным экспонатом является статуя царя Хефрена (IV династия) из района Тошки, практически идентичная более известной, из нижнего храма пирамиды Хефрена в Гизе, найденная на расстоянии почти 1500 километров отсюда, и входящая в экспозицию Египетского музея в Каире.
Многочисленны также экспонаты, относящиеся к Новому царству, часть которых найдена в районе Абу- Симбела. К ним относится павиан (кинокефал), поклоняющийся солнцу, с солнечным диском на голове. К Новому же царству относится элегантный ушебти (магическая статуэтка, помещаемая в гробницы) Хека-нефера - правителя Нубии. К более раннему периоду относятся статуэтки божественных супруг Амона, обладавших царской властью в области Фив в эпоху XXI и XXVI династий: из них наиболее ценна статуэтка Анх- неснеферибра (XXVI династия). К этому периоду относится также одна из самых красивых статуй музея, изображающая фиванского верховного жреца Амона, Хоремахета, сына Шабаки. Этот нубийский царь правил между 715 и 698 гг. до н.э. и добился распространения своей власти на весь Египет. В музее находится также красивая голова Шабаки из розового гранита, стоящая рядом с бюстом фараона Тахарки (690- 664 гг. до н.э.), который считается самым значительным правителем XXV династии.
Другим ценным экземпляром скульптуры этой эпохи, отличающейся возвращением классических форм, в которых зачастую появляется тенденция к архаизму, является небольшая статуя Харва, “Управляющего божественной супруги Аменирдис I”, впечатляющая гробница которого находится в фиванском некрополе (ТТ 37). Большой раздел музея полностью посвящен находкам с острова Элефантина, которые ранее были выставлены в небольшом археологическом музее острова. В этом разделе представлены многочисленные позолоченные погребальные маски и саркофаги Позднего периода, изготовленные с использованием техники картонажа. Особенно интересен большой деревянный саркофаг овна, покрытый позолотой.
Саркофаг был найден в некрополе священных овнов Элефантины, расположенном между храмом Сатет и храмом Я Хнума, где в эпоху Птолемеев производилось захоронение этих посвященных культу Хнума животных.
Экспозицию продолжают находки из некрополей правителей IV - VI веков в Кустоле и Баллане. Речь идет о трех серебряных коронах с красивой отделкой и попонах для лошадей, которых хоронили с царевичами. Далее следует раздел, посвященный христианскому периоду, когда в Нубии появились важные религиозные центры. Большой интерес представляют фрески X века из церкви Абдаллаха Неркуе. Часть музея посвящена исламской Нубии, история которой берет свое начало из второй половины VII века н.э. Но экспозиция на этом не заканчивается. Посетителей ждет сюрприз: последний раздел музея посвящен необыкновенной нубийской культуре, представленной архитектурой и изделиями народных промыслов, которые, благодаря контактам с культурами центральноафриканских и верхненубийских народностей, имеют черты, разительно отличающиеся от наблюдаемых в долине Нила.
Внутри музея, из типичных для области материалов (необожженный кирпич и песок), был построен настоящий нубийский дом, украшенный рисунками и предметами, характерными для нубийской культуры: птицами, животными, флагами и тарелками. Экспозицию оживляет несколько манекенов в натуральную величину, один из которых - учитель, готовый начать в классе урок Корана.
Среди предметов нубийских народных промыслов выделяются сабля в кожаных ножнах и несколько типичных плетеных тарелок, изготовленных из крашеных пальмовых листьев, образующих геометрические узоры. Таким образом, архитектура и промыслы являются элементами, которые, вместе с музыкой и танцами, в большей степени характеризуют народную культуру области Асуана и всей нижней Нубии