Элефантина была большим торговым центром Нубии и важным религиозным центром, в котором поклонялись богине Сатет, связанной с богом Хнумом и со своей дочерью Анукет.
Остров Элефантина I издревле был центром экономической, политической и религиозной жизни Асуана, так как его расположение посреди Нила и в непосредственной близости от первого порога обеспечивало ему большую защищенность и в то же время было идеальным для контроля навигации. Столица первого нома древнего Египта, остров назывался Ибу, что означает “слон” и явно относится к торговле слоновой костью, привозимой с территории Верхней Нубии (территория соверменного Судана).
Ибу был населен с IV тысячелетия до н.э. (период Накада II) и достиг большой значимости уже в Древнем Царстве при правлении VI Династии (2321-2140 до н.э.). К этому периоду относится святилище самого известного правителя города - Хекаиба (его гробница находится в некрополе на западном берегу Нила), который посмертно был обожествлен.
Элефантина с каждым годом все больше процветала в эпохи Среднего и Нового Царств и продолжала оставаться месторасположением военного гарнизона в греко-римскую эпоху. Археологическая зона Элефантины, соответствующая древнему поселению и занимающая площадь около 2 кв. километров, расположена в южной части острова, где начатые экспедицией Немецкого археологического института при содействии Швейцарского института археологических исследований в 1969 году раскопки вернули на свет храм Сатет. С этой богиней позднее были связаны бог Хнум и богиня Анукет, центр культа которой находился на близлежащем острове Сехель. Храм относится к эпохе Хатшепсут (1479- 1457 гг. до н.э.) и Тутмоса III (1479-1425 гг. до н.э.).
В центре острова, протяженностью 1500 метров, находятся две нубийские деревни, характерные своими раскрашенными в яркие цвета домами, в то время как в юго-восточной части острова находится Археологический музей. Занимаемое музеем здание, относящееся к 1902 году, ранее было домом Сэра Уильяма Уилкокса, проектировщика Старой асуанской плотины.
В музее представлены многочисленные предметы, найденные в процессе раскопок, хотя основные находки входят в экспозицию Нубийского музея. В непосредственной близости с музеем находится знаменитый Ниломер греко-римской эпохи, позволял с точностью установить уровень вод в Ниле и предвидеть высоту ежегодного разлива, регистрирующегося в анналах Царства.
От высоты разлива зависела урожайность во всем государстве, полностью основанном на сельском хозяйстве. От уровня, достигаемого водами реки, зависел также расчет налогообложения. Сохранившийся ниломер до сих пор находится в великолепном состоянии (им пользовались еще в 1870 году). Он был реконструирован в позднюю птолемеевскую или в римскую эпоху, вероятно, на месте предыдущего аналогичного сооружения и раполагается рядом с храмом Сатет.
Еще видна первоначальная шкала с греческими и арабскими цифрами, а также современная метрическая шкала, высеченная на элементах из мрамора. Далее к югу расположены остатки второго, более древнего, ниломера, связанного с большим храмом Хнума - основным религиозным сооружением острова, описанным греческим географом Страбоном во время его путешествия по Египту в I веке до н.э.
От храма Хнума, относящегося к Новому Царству и расширенного во время правления Нектанеба 1(378-360 гг. до н.э.) и Нектанеба II (359-341 гг. до н.э.), а также в греко-римкую эпоху, до наших дней дошел только фундамент. Во время раскопок, произведенных с 1906 по 1909 годы, между храмом Хнума и храмом Статет был найден некрополь священных овнов с захоронениями мумифицированных овнов, покрытых позолоченными картонажными футлярами, один из которых входит в экспозицию Нубийского музея.
На южный край острова, соответственно в 1972 и в 1988 годах, были перенесены небольшой храм, изначально находившийся в Калабше и датирующийся эпохой мероитского царя Эргамена II (218-196 гг. до н.э.), и ворота храма Аджула (местности, располагавшейся рядом с Калабшей и затопленной сейчас водами озера Насер).
Рядом была установлена гранитная статуя слона, найденная в 1987 году во время раскопок асуанского храма Исиды эпохи Птолемеев.