Вади-Натрун
Вади-Натрун - впадина в Ливийской пустыне, с пресными источниками и солеными озерами. Во времена фараонов там добывали натрон - соль, использовавшуюся в процессе мумификации. В истории христианства это место известно как Натрийская пустыня. В начале нашей эры в Вади-Натрун бежали от преследований со стороны римлян первые христиане. Когда в начале IV в. христианство было легализовано, в Вади-Натрун возникло около 50 монастырей. Из них сохранились четыре - Св. Макария, Св. Бишоя, Суриан и Барамос.
Монастырь Св. Макария
Наиболее древний и интересный из четырех монастырей основан в 360 г. преподобным Макарием Египетским. Старая часть монастыря лежит на 2 м ниже, чем та, что примыкает к его нынешним стенам. Туда ведет лестница. Внизу сохранились остатки древней стены с кирпичной кладкой VII в. Во время реконструкции монастыря, завершившейся в 1975 г., арку укрепили железобетонным поясом.
Самая ранняя и просторная церковь монастыря, расположенная в левой части двора, освящена в честь Св. Макария. Там же хранятся и его мощи. Наиболее старая часть церкви - круглый кирпичный купол X в., сооруженный над алтарем. К тому же времени относятся и резные деревянные алтарные врата. Во время реконструкции церковь расширили, поскольку число монахов значительно увеличилось. Деревянную крышу заменили железобетонной. С пола убрали культурный слой толщиной в метр и в левой части церкви обнаружили большой люк. Под ним - кирпичный склеп с полукруглой крышей. В склепе находились мощи 14 человек. Один из них был обезглавлен.
В старинном манускрипте, хранящемся в монастыре, монахи нашли упоминание о том, что в IV в. обезглавленное тело Иоанна Крестителя было перенесено для захоронения в Вади-Натрун. Мощи извлекли из склепа и положили в специально изготовленную красивую раку. Над ней висит написанная одним из монахов, отцом Иренеем, икона «Кр-щение».
Напротив церкви Св. Макария находится другая старинная церковь, значительно меньших размеров. Она посвящена похороненным там 49 мученикам-монахам, убитым в V в. кочевниками. Кирпичные арки и мраморные колонны, взятые из более ранних римских сооружений, сохранились со времени строительства церкви. Служба проходит в ней лишь один раз в году, 3 февраля - в день памяти му-чеников.
Третья церковь монастыря - самая молодая. Кладка ее кирпичного свода напоминает церковь Св. Макария, но она не круглая, а состоящая из четырех треугольников- клиньев. В этой церкви интересны иконы. Одну из них монахи называют «Черная мадонна». Богоматерь с младенцем изображены на черном фоне, причем икона написана на коже. Предполагают, что она привезена из Эфиопии и датируется XII в. Некоторые иконы византийского происхождения.
Слева от третьей церкви - глухое каменное сооружение высотой около 20 м. Это - традиционный архитектурный элемент старинных монастырей, башня хусн, напоминающая римский форт. Монастыри начали обносить стенами лишь в VI в., до этого же в случае опасности монахи прятались в башне. Вход в нее сделан на уровне высокого второго этажа, от двери к соседнему павильону-лестнице с колоколом перекинут подвесной мостик. Во время набегов кочевников монахи били в колокол тревогу, собирались в башне и поднимали мостик. Там они скрывались неделями. На первом этаже спали, хранили припасы. В углу - колодец (глубина 20 м). На втором этаже - церковь Св. Марии, а на третьем - три небольшие часовни.
В монастыре есть музей. В нем выставлены архитектурные элементы, найденные во время реконструкции монастыря. На его месте были культовые сооружения грекоримского периода. Рядом с музеем находится просторное здание библиотеки. Ее гордость - рукописные сборники высказываний Макария, относящиеся к X в.
Монастырь Св. Бишоя
Св. Бишой (320-417) - один из духовных отцов и основателей монашеского жития в Вади-Натрун. Согласно коптской традиции, ангел Господень указал св. Бишою место для его скита, вокруг которого впоследствии и возник монастырь. Позднее сам Господь явился ему в образе бедного странника. Св. Бишой омыл страннику ноги, и благодаря этому смиренному подвигу мощи отшельника до сих пор остаются нетленными.
Монастырские стены были воздвигнуты в IX в. Слева от входа в монастырь находится башня-хусн (15 м), построенная в V в., при византийском императоре Зеноне. К ней ведет перекидной мостик, опирающийся на выступ стены. На первом этаже башни расположены колодец, мельница, масляный пресс и кладовые. На втором - церковь Св. Девы Марии, пекарня и библиотека. На третьем, верхнем этаже находятся церковь Архангела Михаила и две потайные комнаты. Во всех коптских монастырях церковь, расположенная выше других, посвящена архангелу Михаилу - защитнику насельников обители.
Самая древняя из пяти церквей монастыря посвящена Св. Бишою (IV). В ней хранятся мощи святого. В церкви практически нет фресок и икон. Алтарные ворота VII в. украшены богатой резьбой, как и главная дверь церкви, изготовленная [ XII в. Примечательно, что двери украшены шестиконечными звезда ми - традиционный орнамент дл! всех семитов, принесенный в Египет арабами. Такой же орнамент можно увидеть, например, на дверях, ведущих во двор церкви Аль Муалляка в Старом Каире.
У церкви Св. Бишоя есть три пристройки. Одна из них - старинная трапезная с каменными столом и скамейками, также относящаяся IV в. В другой пристройке находится древняя купель. Третья пpистройка состоит из двух колоколен.
Остальные церкви, тоже средневековые, хотя и не такие древние, в последние десятилетия существенно перестроены.
Рядом с церковью Св. Бишоя находится колодец глубиной 12 м. Согласно преданию, когда кочевники в V в. убили 49 монахов монастыря Св. Макария, они омыли в этом колодце свои сабли, и потому он получил название Колодец мучеников.
Монахи живут в старых модернизированных и современных кельях, представляющих собой отдельные двухкомнатные квартиры. Передняя комната отведена под жилье, задняя предназначена для отправления молитв. Чтобы стать монахом, послушник должен в течение 1-3 лет жить и работать в монастыре и заслужить одобрение монашеской братии.
Монастырь - большой и сложный организм. В последние годы в нем построено общежитие для паломников (первые 4 этажа новой колокольни). библиотека - одна из лучших религиозных библиотек Египта, резиденция патриарха, поликлиника. Под стенами обители на отвоеванных у пустыни землях высажены плодовые деревья и овощи, созданы животноводческая и птицеводческая фермы, молочный завод, пасека, современная пекарня. В монастыре устроены мастерские по изготовлению икон и церковной утвари. Часть работ выполняют сами монахи, на сельскохозяйственных работах заняты наемные крестьяне, в том числе и мусульмане. Для них на территории монастыря построены специальное общежитие и церковь.
Монастырь Суриан
Монастырь, расположенный рядом с монастырем Св. Бишоя, основан в IV в. и посвящен Деве Марии. С VIII по XVI в. в нем было много монахов-сирийцев, почему он и получил название Дейр ас-Суриан - Монастырь сирийцев. В Вади-Натрун стекались монахи из разных стран - Италии, Греции, Армении, Сирии, Эфиопии, и поэтому некоторые монастыри называли по национальности их насельников. Так, до сих пор сохранились развалины Армянского и Эфиопского монастырей.
Устройство монастыря традиционно: мощные стены, трехэтажная башня высотой 18 м, церкви, монашеские кельи, хозяйственные постройки, но он меньше двух предыдущих монастырей. Главная церковь VII-IX вв. посвящена Деве Марии. Шестистворчатые алтарные врач а начала X в. с семью рядами инкрустации из слоновой кости, каждый из которых символизирует один из периодов христианской эры. В 1991 г. во время реставрационных работ были расчищены фрески IX в. с изображением Девы Марии, архангела Гавриила, пророков Исайи, Моисея, Иезекиля и Даниила. Частично сохранились и более поздние фрески.
Церковь построена над кельей св. Бишоя. Туда ведет узкий наклонный коридор. Согласно традиции из монастыря Св. Бишоя в келью был прорыт подземный ход, и святой периодически уединялся в ней для молитв.
В монастыре есть две более поздних церкви - Сорока мучеников и Пещерная. Последняя получила свое название из-за того, что в левой части северного алтаря есть отверстие, ведущее в устроенную в монастырской стене потайную комнату. В ней, в случае опасности, монахи прятали свои святыни и ценную церковную утварь. В монастыре есть также библиотека и небольшой музей, в котором собраны иконы, церковная утварь и старинное оружие.
Монастырь Барамос
Монастырь основан св. Макарием в IV в. и посвящен Деве Марии. Свое название (в переводе - монастырь Двух римлян) он получил благодаря сыновьям римского императора Валентина - Максима и Домиция. Они жили в течение трех лет в пещере неподалеку от монастыря и каждое воскресенье приходили в монастырскую церковь на литургию. Братья скончались почти одновременно, похоронены в алтарной части церкви и причислены впоследствии к лику святых.
Монастырские владения окружены недавно внешней стеной. Они включают обширную сельскохозяйственную ферму с садом и животноводческий комплекс. У стен монастыря, возведенных в IX в., построено общежитие для паломников с конференц-залом.
Сам монастырь невелик. Его главная церковь построена в IV в. Она скромно декорирована, главным образом резьбой на алтарных вратах. Кое-где сохранились фрески XIII в. К церкви примыкает старинная трапезная с каменными столом и скамьями.
Вторая церковь монастыря, Иоанна Крестителя, построена на рубеже XX в. и недавно полностью реконструирована. В ней красивый иконостас, выполненный в византийском стиле.
Башня-хусн возведена в VI в., ее устройство такое же, как и в предыдущих монастырях.
В монастыре Барамос, как и в других древних коптских обителях, очень много старинных предметов быта. Там можно увидеть деревянные прессы для отжима винограда и оливок, глиняные кувшины для вина и масла, деревянные тарелки, которыми монахи пользовались еще совсем недавно. В монастыре также обширная библиотека.