Изолированный сотнями километров пустыни оазис Сива оставался практически независимым от Египта до конца девятнадцатого века, сохраняя уникальную культуру. И все же, вопреки (или благодаря) его изоляции, он привлекал врагов с далекой древности. Легендарная армии Камбиза направлялась сюда, когда исчезла во время песчаной бури. Александр Великий совершил путешествие в оазис, чтобы посоветоваться со знаменитым Оракулом Амона. Арабские рассказы о Сантариях (как был известен оазис) были очень распространены в девятнадцатом веке. В современные времена Сива принимала королей и президентов, антропологов и генералов. Туризм реально начался только в середине 1980-х гг. Но в последние годы набрал силу, по мере того как Сива становилась любимым местом независимых путешественников и групп в поисках приключений.
Оазис предлагает все, чего вы можете захотеть от прелестей пустыни: густые пальмовые рощи вокруг источников свежей воды и соленых озер, суровые массивы и огромные дюны. Также впечатляющи и руины Шали и Агхурми, построенные из кирпича из необожженной глины, похожие на лабиринты города, которые некогда защищали сиванцев от набегов из пустыни. Вокруг оазиса разбросаны разрушенные храмы, которые говорят о славе и процветании Сивы в греко-римские времена. Некоторые считают, что могила Александра Великого находится именно здесь. Посетителей очаровывает также и сиванская культура и то, как она реагирует на внешние влияния: телевидение, образование и туризм. В настоящее время только пожилые женщины носят традиционные костюмы, серебряные украшения и набор косичек. Более молодые жены и незамужние женщины одеваются почти так же, как и их сверстницы в Долине Нила. Но сиванцы все еще соблюдают собственные праздники и брачные обычаи и между собой они говорят на сиси, берберском языке. Хотя изменения и происходят, сиванцы знают свою идентичность и намерены сохранить ее.
Немного истории
Кроме того факта, что во времена палеолита здесь жили охотники и собиратели, об оазисе Сива мало известно до времен XXVI династии (524-404 гг. до н.э.), когда слава о его Оракуле распространилась по всему средиземноморскому миру. Население Сивы, видимо, подвергалось нападениями агрессивных пустынных племен, поэтому их первым поселением был укрепленной акрополь. Классические тексты сообщают нам только его имя Агхурми и положение как основной остановки караванов между Киренаикой и Суданом. Сиванцы были родственниками берберов Алжира, Туниса и Марокко, и их язык является вариантом берберских языков, поэтому их сообщество изначально могло быть матриархальным. Их более поздняя история детально описана в «Сиванском манускрипте» (его местонахождение является строго охраняемой тайной), компиляция столетней давности устных историй. Они рассказывают, как правители Сивы рассматривали отравление источников мумиями, чтобы противостоять мусульманскому завоеванию (точная дата неизвестна), и как набеги бедуинов и берберов уменьшили к XII веку население Агхурми всего до двухсот человек.
Сообщества Шали и Сивы
Примерно около 1203 г. семь семей покинули Агхурми, чтобы основать новое поселение, названное Шали (Город). Эти люди все еще почитаются как «сорок предков», и эти первые семьи были, наверное, наиболее активными из уцелевших сиванцев. Позже в оазисе поселились выходцы из Ливии, что привело к длительному различию между «западниками» и изначальными, более многочисленными «восточниками». Историческая вражда между ними началась после того, как они поспорили о маршруте дороги, которую каждый из них хотел построить через соленое озеро Биркет Сива. Тем не менее оба сосуществовали в одном городе, построенном из харсиф: пропитанной солью глины, которая высыхала и становилась твердой, как цемент, но таяла во время дождей. К счастью, сильные дожди бывали здесь только раз в пятьдесят лет или около того. Опасаясь набегов, агвад (старейшины) Шали запрещали семьям жить вне стен, поэтому по мере роста населения город мог расширяться только вверх. Домовладельцы Сивы с каждым новым поколением добавляли еще один этаж, а агвад регулировали ширину аллей на уровне ширины одного осла, чтобы обеспечить какой-либо свет и воздух в лабиринте.
Холостяки Сивы в возрасте между двадцатью и сорока годами были обязаны спать в пещерах вне города, охраняя поля, откуда и произошло их название «носящие дубины». Известные своей любовью к пальмовому ликеру, песням и танцам, эти заггалах шокировали посторонних открытой гомосексуальностью. Гомосексуальные браки были запрещены королем Фуадом в 1928 г.
Другой особенностью Шали была традиция ожесточенной кровной вражды между западниками и восточниками, в которой должны были участвовать все здоровые мужчины. Первоначально это были ритуалы, во время которых параллельные линии бойцов обменивались ударами между восходом и закатом, а их женщины бросали камни в трусов и криками подбадривали сражающихся. Но вражда стала гораздо более смертоносной с появлением огнестрельного оружия, приводя к боям «по самым ничтожным поводам». (Даже сейчас сиванцы знают, от какого клана они происходят, и городской совет расположен на середине дороги между двумя районами.) Все же они немедленно объединялись против внешний врагов - племен бедуинов, сборщиков налогов времен хедивов или европейских исследователей.
Власть Египта и британцев
Посетители восемнадцатого и девятнадцатого веков постоянно ощущали на себе ксенофобию жителей Сивы. «Когда я покидал свое жилье, в меня тут же начинали бросать камни и обрушивали град оскорблений», - писал Браун в 1762 г. Переодевшись мусульманином, Фредерик Хорнеманн разыскивал древности. За ним погнались в пустыню, где «рев трех сотен ослов провозгласил прибытие сиванской армии». Он спасся только благодаря тому, что его ассистент декламировал стихи из Корана. Фредерику Кайо разрешили посетить сады и руины в 1819 г., но город оставался закрытым для чужестранцев до тех пор, пока шестьсот солдат, посланных Мухаммедом Али, не заставили оазис признать в 1820 г. власть Египта.
Хотя впоследствии сиванцы несколько раз восставали против управляющего и не платили налоги (которые должны были выплачиваться по определенным датам) в последующие шестьдесят лет, оазис начал меняться. Когда племена пустыни были усмирены, а Шали стал небезопасен из-за сильных дождей, агвад разрешили семьям селиться за стенами. С 1850-х гг. великий проповедник-реформист Мухаммед ибн Али аль-Сенусси обратился из оазиса Джагхуб непосредственно через границу к народам пустыни. Сива - место его первого завия - поддержал сопротивление сенусси в их борьбе с итальянским завоеванием Ливии (1912-1930), пока не стало ясно, что их «освободители»- сенусси не восстановят независимость Сивы. Поэтому в 1917 г. британские войска были «радостно встречены сиванцами, которые объявили о своей лояльности, как они это всегда делали при приходе нового победоносного захватчика».
Англо-египетский контроль над Сивой поддерживался пограничным корпусом на верблюдах и патрулями на легких автомобилях. После визита в оазис короля Фарука в 1928 г. сюда были направлены советники по сельскому хозяйству, ортодоксальный имам и организована школа. Когда по мере наступления итальянцев в Северной Африке в 1942 г. британцы отступали, сиванцы с таким же смирением восприняли оккупацию войсками оси. В отличие от Роммеля, который произвел приятное впечатление во время своего краткого визита, король Фарук, посещая оазис в 1945 г., напугал сиван цев тем, что носил шорты и спрашивал «практикуют ли они все еще определенный порок».
Современный оазис Сива
Как ни парадоксально это звучит, главной проблемой Сивы является избыток свежей воды, которая выливается из источников и стекает в соленые озера, увеличивая их объем и соленость. Как это описал Багнольд: «воздух жаркий и трудный для дыхания, имеет характерный для оазиса запах, слегка сладкий слегка подгоревшей разросшейся травы, погибающей из-за возрастающей солености».
Пахучие, заселенные москитами пруды по всему городу подтверждают, что уровень грунтовых вод лежит всего в двадцати сантиметрах под землей. Проекты мелиорации пытались справиться с этой проблемой с 1907 г., но созданные дренажные бассейны в оазисе на отметке 18 м ниже уровня моря оказались крайне дорогостоящими. Иностранные инженеры в настоящее время устанавливают систему труб, но уровень грунтовых вод все поднимается.
По молчаливому соглашению здесь расположены египетские военные базы, и сиванцы приветствовали улучшение здравоохранения, образования и связи. Две больницы (одна для женщин и детей) обслуживают пациентов, которым когда-то приходилось ездить в Мерса МатрухуВолее тридцати сиванцев закончили университет и возвратились жить втЗазис. Дорога до Матрух (завершенная в 1984 г.) способствовала экспорту фиников и оливок, а также развитию туризма в оазис. В результате в 1990-х местная экономика процветала за счет новых фабрик по производству оливкового масла, минеральной воды и ковров. Совсем недавно около 500 сиванских женщин стали заниматься традиционной сиванской вышивкой по заказу итальянского дома моды, зарабатывая в два раза больше средней зарплаты сельскохозяйственного рабочего в Сиве. Незамужние накопили столько денег, что они смогли стать очень разборчивыми в выборе мужа.
Тем временем стремление жителей Сивы жить в домах из шлакобетонных блоков с ванными, а не в традиционных пыльных домах из глиняного кирпича тревожит консерваторов. Под давлением Мунир Нематалла из Ecolodge и ассоциации друзей Сивы губернатор Мерса Матрух запретил строительство новых домов, но после публичных протестов постановил, что они могут продолжить их строить, если экстерьер будет облицован глиной в традиционном стиле оазиса. В настоящее время единственными зданиями, которые соответствуют этому, являются банк и полицейский участок, которые выглядят как в спагетти-вестерне.
Посещение оазиса Сива
Лучшее время для визита - весна или осень, когда сиванцы проводят праздники и дни приятно теплые. Зимой в безветренные дни здесь также приятно, но ночью и во время ветров холодно. Начиная с мая повышение температуры удерживает людей дома от 1:00 до 19:00, а ночью очень душно и нет спасения от комаров. Даже в периоды мягкого климата вам будет хотеться устроить полуденную сиесту или искупаться.
Сива хорошо известна своим консерватизмом в отношении одежды и поведения. Туристический офис просит, чтобы посетители воздерживались от публичного выражения взаимоотношений и употребления алкоголя и чтобы женщины прикрывали руки и ноги, особенно при купании в бассейнах. Женщинам лучше также не ходить в местах с малым количеством людей. Местные жители обычно более сдержанны, чем египтяне, и приглашения домой здесь происходят реже.
Помимо официального запрета на фотографирование военных объектов (включая аэропорт и обложенные мешками с песком укрытия в самых неожиданных местах) посетители должны уважать сиванские представления об этом. Как правило, местные женщины - запрещенный объект, в то время как сиванские мужчины, особенно молодые, не имеют ничего против того чтобы их снимали (но всегда сначала спросите разрешения). Чтобы снять жизнь улиц и обеспечить достаточную ясность изображения, делайте снимки до 9:00 или за час до захода. Когда солнце поднимается высоко, люди остаются в помещении, а солнечный свет изменяет цвета и текстуру фотографий.
Город Сива
Большинство посетителей считают ГОРОД СИВА и бассейны, скалы и развалины вокруг основной достопримечательностью оазиса и немногие утруждают себя посещением окружающих деревень. Город Сива вырос, его население возросло до 25 000 (по меньшей мере 1000 из них извне оазиса, в основном из двух деревень возле Миньи), и люди переселились в дома из шлакоблоков или низкоэтажные здания, отказавшись от традиционных домов из кирпичей из необожженной глины. Так же и их предки покинули укрепленный город на вершине холма Шали, руины которого смотрят на новый город. Триумфальная арка и широкие дороги выходят на центральную рыночную площадь, но город переходит в лабиринт аллей и теряется посреди окружающих пальм. Мальчишки на запряженных ослами тележках везут корм для скота и декоративно одетых сиванских женщин, а рев ослов отдается в каждом квартале города.
Руины Шали, неясно вырисоивающиеся над центром города и залитые светом прожектор по вечерам, как будто постоянно приглашают исследователей. До конца прошлого столещя этот герметичный лабиринт достигал высоты более шестидесяти метров, с множеством уровней комнат, проходов и хранилищ. Его сюррреалистиеские останки занимают всю седловину скалы под мечетыо, про которую говорят, что она последняя в Египте, муэдзин которой все еще призывает на молитву без использования громкоговорителя. Вниз по холму с тыльной стороны шали находится пресс для масла, приводимый в движение ослами, возраст которого оценивается в несколько веков (работает только в декабре и январе). С возвышенных пунктов в Шали вы можете увидеть весь современный город, его пальмовые рощи, соленые озера и скалы с плоскими верхушками вокруг. Можно также рассмотреть сиванцев в их домах, если, конечно, не делать этого слишком явно. Внизу женщины готовят еду (петухи и козлы бродят по аллеям) и занимаются детьми, единственную мебель составляют несколько циновок и раскрашенные сундуки, в которых хранятся семейные ценности.
Вы можете поближе познакомиться с бытом в специально оборудованном Традиционном сиванском доме (понедельник-среда и воскресенье 10:00-12:00), обратитесь в городской совет, если хранителя нет на месте. Фонды музея собрала жена канадского посла, которая боялась, что немного домов выживет после дождей и тенденции строительства домов из шлакоблоков. Музей представляет традиционную одежду, украшения и игрушки и походит на ремесленную мастерскую. Множество ремесленных мастерских расположены вблизи от рынка на Мидан эль-Сук, где жизнь наиболее активна по пятницам, когда жители деревень приходят покупать и продавать. Другим центром жизни является мечеть Сиди Сулейман, построенная королем Фуадом рядом с выбеленной гробницей шейха - покровителя Сивы.
Двигаясь по дороге на Матрух из города и затем повернув направо, вы достигнете Джебель альМаута, или Холма мертвых (ежедневно 9:00-14:00), который известен также как гребень мумифицированных. Среди множества гробниц времен XXVI династии и Птолемеев, которые были использованы римлянами, вырезавшими локулли для собственных захоронений, четыре закрытых все еще сохранили настенные изображения или надписи. Хранитель, который живет поблизости, отопрет их, если вы сообщите о своем прибытии.
В гробнице Си-Амон настенные изображения с большим мастерством показывают бородатого, похожего на грека торговца и его семью, которые поклоняются египетским богам. К несчастью, солдаты союзников совершили акт вандализма после открытия гробницы в 1940 г., когда сиванцы прятались в некрополе, чтобы спастись от налетов, и также обнаружили гробницы Месу-Исиды. Еще одно творение III века до н.э., она использовалась для двух захоронений, хотя декораторы не продвинулись далеко от входа.
В то время как гробница Си-Амона отражает влияние Киренаики, гробница Крокодила отражает длительные связи Сивы с Фаюмом, где процветал культ крокодила, с оттенком эллинистического стиля в изображении газелей, обгладывающих дерево.
Поврежденная гробница Ниперпатхота времен XXVI династии имеет разрушенный двор, боковые комнаты и крошечную похоронную камеру, покрытую надписями красного хщета. В числе надписей - восхваление Ниперпатхота как «честного». Смотритель откроет несколько других, нераскрашенных гробниц, чтобы показать вам мумии, найденные на Холме мертвых, и некогда мумифицированный череп, на котором сохранились волосы.
Наконец, можно посмотреть неуместно розовый и пустой Олимпийский стадион, построенный внутри военной базы к югу от города. Он может вместить большую часть жителей оазиса, так как имеет 20 000 мест, но в настоящее время используется только несколькими армейскими офицерами, ожидая сво его места в заявке Египта на проведение Олимпийских игр когда-либо в будущем. В комплекс входят отель Mubarak и дом отдыха министра обороны, на окраине находится президентский дом отдыха, первоначально построенный для короля Фуада. Оба здания можно увидеть по дороге к Бир Вахед.
Агхурми и Джебель Дахрур
Это слишком дальняя экскурсия, чтобы совершить ее пешком по жаре, поэтому лучше нанять запряженную ослом каретта с проводником, чтобы не заблудиться на дорогах без указателей.
Дорога до Агхурми начинается у главной площади Сивы и идет через пальмовые рощи на протяжении 4 км (приятная пешая прогулка в течение часа, если вы не собираетесь двигаться дальше). Продолжайте движение прямо через перекресток, и перед холмом, где древние сиванцы построили свое первое укрепленное поселение (ежедневно 9:00-14:00), появится современная деревня АГХУРМИ. Возвышающееся на 12 м над равниной поселение Агхурми, вход в которое возможен только через единственные ворота, имеет собственный глубокий колодец (внутри слева), делая его невосприимчивым к осадам. Руины обозначены как «Зал коронования Александра», поскольку именно здесь в античные времена находился сиванский Оракул. Хотя некоторые германские архитекторы подверглись критике за грубое восстановление храма с использованием бетона, он больше не подвергается опасности разрушения и снова можно войти внутрь. Оттуда открывается сказочный вид на два соленых озера, Дахрур и город Сива вдали, а также на огромный массив пальм.
Фахри датирует существующий храм правлением Амасиса - пьяницы (570-526 гг. до н.э.), но считает, что oft развился из святилища седьмого-восьмо- го века до н.э., посвященного Амону-Ра. Хотя другие считают, что первичное святилище принадлежало ливийскому богу с бараньей головой Амону, эксперты соглашаются, что Оракул Амона был знаменит со времен XXVI династии и позже.
Последующая история Оракула описана во многих документах: персидская армия, посланная разрушить его, исчезла в песках, эмиссарам Кимона Афинского была предсказана его смерть, и она именно так и случилась; Эвбот из Киренаики, которого Оракул уверил в успехе, сам привез победную статую на 93 Олимпиаду; Лизандр попытался подкупить Оракула, чтобы тот поддержал его претензии на трон Спарты.
Но самым знаменитым вопрошающим был Александр Великий. Освободив Египет от его ненавистных персидских правителей и приказав создать город на Средиземном море, Александр поспешил в Сиву весной 331 г. до н.э. Считают, что он искал подтверждения того, что он сын Зевса (которого греки идентифицировали с Амоном), но ответ оракула, который жрец прошептал через отверстие в стене святилища, не записан. Александр сохранил его в тайне до своей смерти в Азии через восемь лет. Вопреки собственному желанию быть похороненным возле оракула, он был, вероятно, похоронен в Александрии, столице, которую он так никогда и не увидел, хотя два грека однажды заявили, что нашли его гробницу в Сиве.
От развалин Агхурми через пальмовые рощи вы можете увидеть колонну кремового цвета - часть разрушенного храма Амона. Чтобы попасть туда, продолжайте движение по дороге и поверните по указателю к Умм Убайда. Стена с раскрашенными барельефами и гигантские кучи булыжников - это все, что осталось от этого когда-то важного сооружения XXX династии, после того как он был взорван искавшим сокровища правителем в 1897 г. Известный у местных жителей как Умм Убайдах, он, вероятно, был основан Нектанебом II (360-343 гг.), который также перестроил храм Хибис в оазисе Харга.
Продолжайте идти по тропинке, и вы достигнете Айн Джуба, известной туристам как Ванна Клеопатры - глубокий круглый бассейн с приятно журчащей водой из источника, где купаются местные мужчины. Это место видно всем проходящим, поэтому здесь женщины не могут купаться с достаточным комфортом, поэтому многие предпочитают Ванну Тамуси, укрытую в 150 метрах позади по тропе.
Двигаясь от Ванны Клеопатры, возьмите влево на развилке и поверните направо на первом повороте. Через десять минут ходьбы по полям клевера и пальмовым рощам вы попадете в пустыню около Джебель Дахрур. Этот неровный массив - место проведения праздника Сиайха в октябре, а с его вершины открывается прекрасный вид.
По контрасту с зеленым оазисом и серебряными солеными озерами на южном горизонте видна пустынная местность с дюнами в виде полумесяца и темнеющими плоскими холмами: край Великого песчаного моря. Горячий песок в Дахруре считается полезным при ревматизме и проблемах с позвоночником, поэтому сюда приезжают больные, которых в летние месяцы зарывают до шеи на трипять дней.
Бир Вахед
Одной из лучших экскурсий, которую может предложить Сива, является поездка на крайние дюны Великого песчаного моря, к Бир Вахеду (Колодец номер один), в 12 км к юго-западу от города Сива. Вопреки своему прозаическому названию, это магическое место: горячий бассейн размером с большое джакузи, в который вливается серная вода. Канал орошает сад вокруг бассейна. Погрузиться в бассейн по грудь, попыхивая шиша, когда солнце поднимается над дюнами и холмами вокруг - это фантастическое ощущение. Вы можете взобраться на утесы или искать окаменелости поблизости по дороге туда или обратно, или вы можете нырнуть в глубокий, изумрудно-голубой холодный бассейн, или съехать или скатиться со склонов гигантских дюн с острыми гребнями.
Идете ли вы пешком или участвуете в организованной экскурсии, вам понадобится разрешение военных на посещение Бир Вахеда, хотя если вы идете пешком, маловероятно, что его где-либо проверят. Разрешения могут организовать в туристическом офисе.
Остров Фатнис и Биркет Сива
Другим популярным местом для посещений является остров Фатнис, или «Фантазия», на соленом озере Биркет Сива, в 6 км к западу от города. Туда легко доехать на велосипеде, но можно добраться и на каретта или пешком (1 час). Начните движение по дороге мимо городского совета, а затем поверните налево на первой развилке. По дороге вы пройдете мимо Бани Абу Алифа, где моются сельскохозяйственные рабочие; за пальмовыми рощами пойдите по дороге через покрытые солью ямы около острова Фатнис, где пальмы окружают большой круглый облицованный плитками пруд, который питает свежая вода из расщелин в скале в 15 м ниже.
Нетрудно представить время, когда Фатнис больше не будет островом, поскольку Биркет Сива отступает и становится все более соленым, образуя толстую корку, которая делает окружающую растительность более темной. Все же вопреки слегка кислому запаху озеро очень красиво, с холмами с ровными вершинами на западном горизонте. Самая большая - это Джебель Бейда - Белая гора, которую сиванцы на своем языке называют Адрар иль-Милал, а египтяне знают как Сиди Джаффар.
На дальней стороне горы находится необычное заведение Адрар аль- Милал Ecolodge, обширный отель в фантастическом стиле каср, полностью вытроенный из харсифа, пальмовых бревен и прозрачных блоков соли (которые используются вместо стекла). Детище каирского инженера в области охраны окружающей среды Мунира Нематаллы, Ecolodge использует местные материалы везде, где это только возможно, включая древесину олив и пальмовое волокно для изготовления мебели, и предназначена для экономии энергии и воды и повторного использования отходов на органической ферме.
Мараки и «Гробница Александра»
мараки - это коллективное название нескольких деревень на западном конце впадины, отделенных от основного оазиса каменистой пустыней, испещренной пещерами и гробницами. Это область была населена и интенсивно осваивалась начиная с римских времен и до пятнадцатого столетия, но сейчас в основном используется в качестве пастбища племенем бедуинов аль-шихай- бат, которое поселилось в Бахадж аль-Дин. Большинство зданий довольно новые, поскольку старые поселения были разрушены потопом 1982 г., который заставил жителей укрыться в пещерах Балад эль-Рум.
В 1991 г. Мараки появился в новостях, когда Лиана и Манос Сувалци объявили об открытии «Гробницы Александра Великого» под разрушенным дорическим храмом возле деревни БАЛАД ЭЛЬ-РУМ (Город римлян). Совет по делам древностей поддержал их заявление, но отказался, после того как грекам не удалось оспорить критику, что они неправильно прочитали важные надписи. Сувалци затем объявили, что могила принадлежала важному македонскому лицу и может пролить свет на местонахождение гробницы Александра, которая, как они продолжают утверждать, находится в оазисе Сива. Но глава Высшего совета древностей SCA д-р Хавасс остановил раскопки объекта, который остается под охраной, и объявил, что Сувалци никогда не будут снова работать в Египте. Если объект снова откроют, свяжитесь с Махди в туристическом офисе. В любом случае он может организовать экскурсию в соседние деревни (с 13.00 до заката). Если вы едете на автомобиле от Сивы, поверните налево с дороги на Матрух в 1 км к северу от города и продолжайте движение.
Для путешествия за контрольный пункт в Бахадж аль-Дин необходимо разрешение от военных, которое можно получить через туристический офис. В Бахадж аль-Дин дорога идет к оазису Гираб, занятому поселением бедуинов Шиатта и подразделением солдат. В прежние времена здесь был Масраб эль-Ихван (Дорога братства) от оазиса Джагбуб в Ливии, по которой проповедники сенусси добрались до оазисов западной пустыни. (Масраб - сиванское название верблюжьего пути, в других оазисах называется дарб.) Сегодня солдаты пытаются перехватить контрабандистов, везущих гашиш, электрические товары или видеоаппаратуру.
Другая опасность здесь - минные поля вдоль ливийской границы, установленные британцами и итальянцами вскоре после 1938 г. и египтянами и ливийцами с 1970 г. Для прохода ралли Париж-Дакар в 2003 г. от мин был расчищен коридор, но итальянская команда все равно была ранена взрывом. Места за Шиаттой запрещены для посещений, но если доступ будет когда-либо разрешен, но там есть подземная река, которая ожидает своего исследования ныряльщиками.
Вокруг Биркет Зейтун
Самое большое соленое озеро в оазисе, Биркет Зейтун, видно от Агхурми и Джебель Дахрур. Акры глины, похожие на высохшие кукурузные поля, подтверждают медленное отступление озера. Населен только дальний берег, деревни которого процветали в римские времена до веков медленного упадка, в построенных с помощью США домах никто никогда не жил.
' Возрастающая соленость озера и причина, и результат уменьшения населения: чем меньше проводится ирригационных работ, тем больше теплой воды из родников Айн Курайшит уходит неиспользованной в озеро, образуя кристаллы минеральной соли по мере испарения. Источник закрыт бетонной емкостью промышленного размера, где можно купаться, но берегитесь подводных выступов.
Лучшее место для купания можно найти около 35 км к юго-западу от города Сива в АБУ ШУРУФ, где есть большой бассейн в форме почки с прохладной, чистой, лазурного цвета водой с большеглазыми рыбами, плавающими вокруг, напротив фабрики по разливу минеральной воды Хайят. Деревня возле пруда замечательна тем, что в ней живут все ослицы оазиса, которые содержатся и спариваются здесь.
Дальше вдоль озера деревня АЛЬ-ЗЕЙТУН однажды была моделью коммуны сенусси и обладала самыми богатыми садами в оазисе. Она была покинута после итальянского бомбардировочного налета в 1940 г. Возле восточного конца развалин находится небольшое почерневшее от дыма здание - храм, где местные жители некогда укрывались от бомб и где сейчас обитают летучие мыши. Еще в двух километрах на склоне холма находятся мрачные римские гробницы Абу Аваф, смотрящие на последний контрольный пункт в оазисе перед тем, как Дарб Сива к оазису Бахария уходит в глубину пустыни.
На северо-востоке от Кары местность резко снижается во впадину Каттара, которая в семь раз больше оазисов Западной пустыни вместе взятых, а может быть, и самая большая впадина в мире. При уровне 60-134 метра ниже уровня моря это одно из самых низких мест на земле и самая низкая точка Африки. Еще со времен доктора Болла, который впервые предложил сделать это еще в 1920-х гг., египетские стратеги мечтали накачать воды за 38 км из Средиземного моря во впадину, используя перепад высот для производства электроэнергии и установки фабрик по опреснению и ирригационных систем. Но все попытки провалились вследствие недостатка финансирования, и в будущем ничего пока не предполагается. Во многих пунктах пустыни между Каттара и Мерса Матрух ведутся поиски нефти, что объясняет улучшенные дороги, пересекающие пустыню.
При наличии разрешения по дороге через пустыню Эль-Аламейн-Бахария (273 км) могут двигаться даже неполноприводные автомобили. Дорога входит во впадину у Накб Абу Двейс (заминирована по обеим сторонам вади, не покидайте дорогу) и идет дальше мимо серии контрольных пунктов и поворотов к буровым вышкам, а затем соединяется с шоссе Каир-Бахария. Пересекая впадину, она проходит необитаемый оазис Магхра, где были обнаружены окаменелости мастодонтов, рептилий, рыб и млекопитающих юрского периода. Вокруг лежат окаменелые деревья и есть соленое озеро.