Исторически оазис Фарафра был наименее населенным и самым отдаленным из четырех оазисов. Когда верблюды были единственным средством передвижения, жители Фарафры имели меньший контакт с Бахарией (четырехдневное путешествие), чем с Дахлой, которая была связана с Дорогой сорока дней. Фахри рассказывает, как жители деревни однажды потеряли счет времени и смогли установить правильный день для пятничных молитв только послав гонца в Дахлу. До тех пор, как в 1978 г. была построена асфальтированная дорога, полноприводному автомобилю требовался целый день и лебедка, чтобы взобраться на склон к Бахарии. Но оазис поддерживал связи с Долиной Нила уже при V династии, когда он назывался Ta-uxe, «Земля коровы». Даже сегодня коровы Фарафры той же породы, как и изображенные в древних могилах и храмах (хотя в оазисе и не было найдено монументов фараонов), и ценятся так, что контрабандисты доставляют их в Бахарию, использую тропы в обход полицейских контрольных пунктов.
По сравнению с Бахарией здесь меньшее количество людей вовлечены в туристическую сферу, поэтому здесь почти нет сутолоки, но и мало чем можно заняться по вечерам. Фарафра - самый сонный из всех оазисов и немногие туристы останавливаются в Касре больше чем на одну ночь.
Каср аль-Фарафра
Каср аль-Фарафра была единственной деревней в оазисе до того, как проект Новая долина расставил дюжину деревушек по впадине, где сейчас живут 15 000 поселенце. Их новые дома сохраняют образ территорий расширенной семьи, но обеспечивают большую приватность новобрачным и пожилым и обходятся без традиционной мастабы, или уличной скамьи, где собирались соседи. И все же все знают друг друга и происхождение семей, многие жители имеют ливийских предков и носят фамилию Сенусси. Каср остался очень тесным сообществом четырех расширенных семей и известен своим благочестием, особенно очевидным во время Рамадана, когда мечети переполнены имамами и шейхами в длинных одеждах.
Как и в Бавити, низменность в КАСР АЛЬ-ФАРАФРА была освоена современной инфраструктурой, которая закрывает вид деревни на холме, уходящей в пальмовые рощи. Даже там развитие очевидно: проводится канализация и старые дома заменяются домами из шлакоблоков с ванными комнатами. Традиционные здания из глиняных кирпичей обладают суровой красотой, их низкие фасады без окон увенчаны нависающими карнизами и резьбой, но местные жители не любят их, поскольку они пыльные, ветхие и старомодные.
Кристаллическая гора, Агабат и Белая пустыня
Подъезжая со стороны Бахарии, вы восхититесь последовательностью фантастических видов в Фарафрской впадине. Многие сафари останавливаются у Джебель аль-Изаз, или Кристаллической горы, расположенной возле шоссе незадолго до того, как Накб эс-Силлум начинает спуск в оазис. Этот гребень полностью состоит из кристаллического кварца, а в середине находится сквозная арка в человеческий рост, почему местные жители называют его Хагар алъ-Махрум, «Камень с дырой». Повсюду вокруг лежат мелкие кристаллы, дальше от дороги есть и куски размером с футбольный мяч. В этой точке внедорожники могут свернуть на тропы, ведущие к Агабату, или продолжить дорогу по шоссе, мимо Двойной вершины в конце группы холмов слева.
Агабат, что по-арабски значит «трудный», это название, данное множеству каменных «сахарных голов», окруженным мягким песком и порошком мела. Песок может легко задержать автомобили, которые попытаются попасть сюда со стороны шоссе, поэтому легче добраться по бездорожью со стороны Кристаллической горы, откуда возможен крутой спуск к Агабату.
Эта впечатляющая территория переходит в знаменитую Белую пустыню (Сахара элъ-Бейда), которая простирается с каждой стороны шоссе. Здесь ветер разъел меловые монолиты в сюрреалистические формы, похожие на черепа, страусов, ястребов, верблюдов, леопардов и грибы, которые парят над пыльной котловиной, усеянной раковинами, кристаллами и пиритами в форме морских ежей или ветви. Меловые ярданги блестят бледным золотым цветом под полуденным солнцем, становятся фиолетовыми и розовыми на закате и походят на айсберги или сугробы при лунном свете. Газелей можно увидеть на рассвете, когда они в течение нескольких часов выходят пастись.
Операторы сафари различают Старую и Новую Белую пустыни к востоку от шоссе и большие скалы возле западного склона, но любое место очарует вас. Может быть, трудно найти место для лагеря вне видимости других групп на Рождество или Пасху, когда много людей приезжают из Каира. Постарайтесь сохранить этот великолепный ландшафт, не оставив позади мусора.
Деревня
За школой вы найдете Музей Бадра, творение художника-самоучки, который успешно выставлялся в Германии, Франции и Британии. Его музей похож на каср, с украшающими его стены рельефами верблюдов и фермеров и античным деревянным замком на двери. Его дюжина залов показывают сельские скульптуры и сюрреалистические полотна Бадра: застывшую жизнь дикой природы, фантастические окаменелости и пириты. Жители Фарафры считают этот пустынный сад не отражающим действительность, но наслаждаются его портретами местных жителей. Музей открыт, когда Бадр этого хочет, нет входной платы, но пожертвования приветствуются.
Раньше он рисовал на стенах домов местных жителей сцены Хаджа с рычащими львами и летящими орлами. К сожалению, все они исчезли из-за воздействия соли, а с тех пор он нарисовал еще только два - один для своего брата Атифа и один для их родителей. «Четвертый сон» Бадра (как он его называет) - это дом-студия, воплощающий его идеи относительно архитектуры и творчества, если вас пригласят посетить его, примите предложение. Виллы братьев находятся на краю пустыни, по которой гуляет ветер, их высокие стены украшены верблюжьими головами и другими символами.
Вы можете также исследователь крепость (каср) из глиняного кирпича, которая и дала имя деревне (хотя полное название редко используется в повседневной речи). До начала двадцатого столетия жители Фарафры при приходе агрессоров укрывались внутри. Каждая семья имела предназначенную для нее комнату, где в обычное время под охраной хранились припасы. Крепость была повреждена ливнем и в начале 1950-х г. начала разрушаться, в наименее затронутых частях сейчас поселились несколько семей и они сливаются с окружающими домами.
Вы можете также побродить по пальмовым рощам за деревней, которые особенно красиво выглядят за час до заката. Они разделены на окруженные стенами сады и засажены оливами и фруктовыми деревьями, а также и пальмами (чьи ветви используются для ограждения земли). Вы можете свободно ходить по тропинкам, но не входите в сады без приглашения, если это делает одинокая женщина, это рассматривается как приглашение к сексу. Точно так же не разглядывайте мужскую баню на краю деревни, где юноши купаются в бетонной емкости, куда из трубы поступает горячая вода. Предполагается, что иностранцы будут купаться в других источниках.
Приходите ночью, когда можно мало чем заняться, кроме как сидеть в чайных или, может быть, расслабиться в горячем источнике в Бир Сета (см. ниже), если вам не доведется попасть на зикр в каком-либо доме. Зикры - суфийские ритуалы, где участники стремятся достичь единства с Богом за счет ритмичного раскачивания и пения, и они играют важную роль в религиозной жизни Фарафры. Хозяин оставляет свой дом открытым для гостей-мужчин, могут прийти иностранцы любого пола, если они будут понимать, что они гости на религиозном ритуале, а не зрители туристического спектакля. Это означает: скромная одежда и поведение.
Эль-Каф (Гара) и Гхард Абу Мухаррик
Некоторые операторы сафари в Фарафре и Бахарии проводят экскурсии в отдаленной пещере, называемой Эль-Каф или Гара, в 250 км от Фарафры, недалеко от большого песчаного барьера Гхард Абу Мухаррик. который блокирует любой подход со стороны Долины Нила. Хотя пещера, несомненно, была известна бедуинам задолго до того, как была открыта Рольфсом в 1893 г., ее положение было забыто до повторного открытия Карло Бергманом в 1991 г. Входят в пещеру через широкую расселину в земле, которая превращается в узкий коридор. Тридцатиметровая пещера состоит из одного большого зала и двух маленьких, полных белых сталактитов. Остерегайтесь трещин в полу, где таятся змеи и скорпионы. Хотя Рольфе нашел Эль-Каф, отклонившись от караванного маршрута в Асьют, сейчас туда ведет тропинка, которая отходит от шоссе возле южной микроволновой мачты в Накб эс-Силлум. До пещеры можно добраться за семь часов, но поскольку пустыня ровная и скучная большую часть пути, в сафари входят посещения Агабата или Белой пустыни, что удлиняет экскурсию до двух или трех дней.
Айн Делла
Находящийся только в 120 км от Фарафры по дороге, скромный Айн Делла (Тенистый источник) сыграл эпическую роль в истории Ливийской пустыни как последний водный источник перед Великим песчаным морем, которым разбойники и контрабандисты пользовались со времен античности, исследователи на мототранспорте в 1920-х и 1930-х годах и Группа дальних действий в пустыне во время Второй мировой войны. Сейчас здесь расположен небольшой гарнизон египетской армии, который выслеживает контрабандистов на внедорожниках вместо верблюдов, как во времена пограничного корпуса на верблюдах, который некогда целый день преследовал караван с гашишем всю дорогу через пустыню до Гизы. Посещение Айн Делла требует специального разрешения из Каира. Один из маршрутов через Великое море песка проходит через Вади аль-Убайид, где итальянские археологи исследуют доисторическое поселение, названное «Спрятанная долине», и пещеру с образцами наскального искусства. Дорога начинается у контрольного пункта в Белой пустыне и большую часть пути проходит через огромные скальные образования. На 53 км по пути к Айн Делла вы проедете так называемый Камень неверных или «Церковь душ потерянной персидской армии», антропоморфное скальное образование на вершине холма, которое, как считают местные жители, отмечает место последнего известного расположения мифической «Потерянной армии» Камбиза.