Свыше 500 частных гробниц, высеченных в склонах фиванских гор, известны как гробницы знати. Их росписи, изображающие сцены повседневной жизни 3500 лет назад, являются настоящими шедеврами искусства Древнего Египта.
Между двумя I царскими некрополями - Долиной царей (на севере) и Долиной цариц (на юге), расположены частные гробницы, принадлежавшие высокопоставленным сановникам, военачальникам и чиновникам, образующие несколько некрополей.
На севере, в устье ведущего в Долину царей вади, расположен некрополь Среднего Царства эль-Тариф и некрополь Дра Абу эль- Нага; в последнем, в основном, находятся гробницы периода правления XVIII династии.
Южнее, в восточной части долины, в глубине которой расположен величественный храм Дейр эль-Бахри, расположены некрополи эль-Хоха и Асасиф. Первый представляет собой небольшой холм с гробницами периода XVIII и XIX династий и является продолжением некрополя Шейх Абд эль-Курна. Второй характерен наличием огромных гробниц периода правления XXV и XXVI династий, таких как гробницы Пабаса или Монтуэмхата. Шейх Абд эль-Курна - это название самого большого и самого важного частного некрополя Западных Фив, размещенного на большом холме, возвышающемся к западу от храма Рамессеум.
Большая часть гробниц этого некрополя относится к периоду XVIII династии. Они являются самыми красивыми и интересными на всей территории Фив.
Южнее, на склонах холма меньшего размера, расположен некрополь, называемый Курнет Мураи, а западнее, у отрогов фиванских гор, находится некрополь рабочего поселения Дейр эль-Медина.
С точки зрения планировки, частные гробницы состоят из двух частей: культовой часовни и погребальной камеры. Перед часовней, как правило, находится поперечный вестибюль, открывающийся во двор и придающий ансамблю, оформленному настенными росписями, форму перевернутой буквы «Т».
Погребальная камера, вход в которую осуществлялся через высеченную в полу часовни шахту, расположена на более низком уровне и, как правило, лишена украшений. Она замуровывалась во время похорон, после размещения в ней саркофага. Настенная роспись частных гробниц заметно отличается от росписи царских, хотя и здесь присутствуют сцены путешествия усопшего по загробному миру, изображения жертвоприношений различным богам, или воспроизведение ритуального паломничества в Абидос, которое усопший должен был совершить, чтобы поклониться владыке потустороннего мира Осирису. Преобладающей темой росписи частных гробниц являются сцены из земной жизни усопшего - подлинного вдохновителя программы оформления.
Охота и рыбная ловля в болотах, земледелие и сельская жизнь, сбор винограда, приготовление пищи и напитков, ремесленные работы являются основными сюжетами росписи частных фиванских гробниц. Изысканные природные зарисовки, а также отражение событий повседневной жизни дают нам представление о мире древнего Египта.
Нахт TT52
Нахт, «Писец и астроном Амона», жил в период правления Тутмоса IV. Его маленькая гробница украшена полными жизни картинами высочайшего художественного уровня.
Гробница Нахта расположена на вершине холма Шейк Абд эль-Курна. Единственным расписанным помещением этой небольшой гробницы является вестибюль, расположенный перед часовней, в полу которой открывается ведущая в погребальную камеру шахта. Здесь была найдена статуэтка усопшего, поддерживающая плиту с гимном богу Ра.
Статуэтка была утрачена, т.к. судно, перевозившее ее в Соединенные Штаты во время I Мировой войны, затонуло.
Сейчас в гробнице находится копия, выполненная по фотографиям, сделанным при ее открытии. Стены вестибюля, выровненные муна (смесью ила, известкового песка и соломы) и отбеленные гипсом, украшены росписью с сюжетами из частной жизни Нахта, не относящимися, однако, к его профессии астронома.
Северная стена правой части вестибюля выделяется большой сценой охоты усопшего в зарослях папируса в болотах Дельты, где, по всей вероятности, находились его владения.
Вторая сцена, разделенная на два пояса, изображает сбор винограда, виноделие и ощипывание перьев птиц, добытых усопшим. Стену левой части вестибюля украшают сцены погребального пира: музыка исполняется слепым арфистом и тремя молодыми служанками, изображение которых настолько изящно, что оно стало символом фиванской живописи Нового Царства.
На примыкающей короткой западной стене находятся ложная дверь и двойное изображение богини Нут перед жертвами.
Южная стена оформлена сюжетами из сельской жизни, такими, как пахота, сев,«жатва и веянье.
Менна TT69
Гробница Меннйу который в период царствования Тутмоса IV был “Управляющим полями Владыки Двух Земель является одной из самых красивых и хорошо сохранившихся в фиванском некрополе. Она знаменита украшающими ее сценами полевых работ.
Управляющий Менна был современником Нахта, и его гробница, расположенная на расстоянии немногим более ста метров от гробницы последнего, настолько похожа на нее по стилю и сюжетам росписи, что можно предположить, что обе были расписаны одними и теми же художниками. Вестибюль и часовня гробницы Менны украшены росписями, относящимися нередко к обязанностям усопшего, как писца на царских полях. Наиболее полно сохранившиеся сцены полевых работ принесли славу этой гробнице. Процесс выращивания зерна, начиная с пахоты и сева и заканчивая жатвой и молотьбой, изображен в мельчайших деталях, так же, как и работа сборщиков налогов и писцов, регистрирующих собранный урожай. Кроме того, здесь есть живописные зарисовки из повседневной жизни (например, наказание палкой преступника), а также идиллические и поэтичные сцены (изображение крестьянина, пьющего из повешенного на дерево бурдюка, или юноши, несущего на плечах антилопу).
Темой росписи северо- восточной стены вестибюля являются полевые работы, в то время как южная стена и большая часть часовни украшены погребальными сюжетами.
Они изображают погребальную процессию перед богом Осирисом и ритуальное паломничество в Абидос, которое также изображено в живописных и ранее не представленных деталях: моряк, измеряющий глубину воды с помощью шеста, или другой член экипажа, перегнувшийся через борт, чтобы набрать воды.
Большая юго-западная стена часовни украшена сценой рыбной ловли в болотах, напоминающей сцену охоты в гробнице Нахта. И эта роспись выделяется такими поэтичными и естественными сценами, как изображение кота, пытающегося украсть яйца из гнезда, или рисунок одной из юных дочерей усопшего, собирающей цветы лотоса. В нише, расположенной в задней стене часовни, находятся статуи Менны и его жены Хенут-тауи.
Рамосе TT55
Гробница Рамосе - градоначальника Фив и визиря в период правления Аменхотепа III и Аменхотепа IV знаменита своими изысканными барельефами.
Расположенная у подножья холма Шейх Абд эль-Курна, гробница Рамосе является самой большой во всем некрополе. Рамосе был визирем (соответствует должности первого министра) Аменхотепа IV и последовал за своим царем в Амарну: начатая гробница осталась незавершенной и не была использована хозяином. Вестибюль является единственным украшенным помещением гробницы, которая, несмотря на традиционную Т- образную планировку, выделяется своими необычными размерами Потолок большого вестибюля поддерживается 32 колоннами, а сам зал украшен изысканными у искусно выполненными барельефами, напоминающими по стилю украшения соседней гробницы ТТ 57 царского писца Хаемхата. На южной стене, по бокам находящегося в центре входа, расположены самые известные барельефы, изображающие похороны Рамоне. Слева изображена известная сцена погребальной трапезы, а справа можно видеть изображение Рамосе, воскуряющего ладан перед тремя играющими на систрах девушками и жрецами. Барельефы отличаются изящностью, красотой изображения человеческих лиц, реалистичностью воспроизведения причесок и являются уникальными для фиванского искусства. В противоположной стене расположена дверь, ведущая в часовню, перед которой находится внутренний гипостильный зал с восемью колоннами.
Эта незавершенная и недекорированная часть гробницы закрыта для посещения. По бокам двери расположены два барельефа, на которых Рамосе приносит жертвы Аменхотепу IV и его жене Нефертити (справа) и Аменхотепу IV и богине Маат (слева). Левая сцена выполнена в классическом стиле, в то время как на правую, хронологически более позднюю и выполненную непосредственно перед остановкой работ, оказал сильное влияние амарнский стиль. Еще правее на той же стене расположена последняя сцена, выполненная мастерами в этой гробнице: еле различимый набросок углем изображает представителей чужеземных народов, приветствующих Рамосе. На юго- западной стене, слева от входа, можно видеть известную большой натуралистичностью единственную роспись гробницы. На ней в мельчайших деталях изображена погребальная процессия Рамосе со слугами, несущими погребальные принадлежности, и группой плакальщиц с распущенными в знак траура волосами.
Сеннефер TT96
Гробница градоначальника Юга Фив Сеннефера всегда привлекала внимание посетителей благодаря искусно расписанному виноградными лозами потолку, который и определил ее «название - «гробница лоз».
Сеннефер был высокопоставленным вельможей в период правления Аменхотепа II, носившим титул «градоначальник Южного Города» (Юга Фив). Его гробница расположена практически на вершине холма Шейх Абд эль-Курна и не сравнима ни с одной из гробниц некрополя.
В отличие почти от всех гробниц сановников, погребальная камера Сеннефера не только полностью расписана, но и необычна и неповторима по тематике рисунков. Древний мастер умело использовал неровности скалы, в которой вырублен потолок камеры, чтобы изображение лоз с виноградными кистями (являвшихся воплощением Осириса) создавало поразительное впечатление объемности. Этот прием настолько необычен и убедителен, что уже начиная с прошлого века гробница Сеннефера называлось «гробницей лог?». Жертвенная часовня, украшенная изысканными барельефами, в прошлом использовалась местными жителями как жилище и хлев; в настоящее время в ней проводятся реставрационные работы, и она закрыта для посетителей. Спустившись по 44 ступеням крутой лестницы, можно попасть в погребальную камеру, расположенную на глубине 12-ти метров. Лестница ведет в небольшой четырехугольныи вестибюль, находящийся за резким поворотом. На потолке вестибюля также изображены виноградные лозы, под которыми Сеннефер принимает жертвы от своей дочери Мут-туи и от процессии жрецов, а также осматривает погребальный инвентарь, который затем будет помещен в гробницу.
За вестибюлем располагается погребальная камера, северная часть потолка которой расписана знаменитыми виноградными лозами, а южная - геометрическими узорами. В центре камеры расположены четыре квадратных в сечении пилястра, расписанные с каждой стороны сценами ритуала «Отверзания уст», а также сценами жертвоприношений усопшему.
Жертвы приносит дама по имени Мерит - «Любимая», - изображенная 14 раз и, по всей вероятности, представляющая идеальный образ жены Сеннефера Сенетнаи. Северная стена украшена изображениями погребальной процессии и усопшего, предстающего перед верховным судьей потустороннего мира Осирисом. На восточной стене преобладает классическая тема ритуального паломничества в Абидос. Роспись восточной стены иллюстрирует 151 главу Книги Мертвых с ритуальным изображением гробницы.