Второй царский фиванский некрополь, расположенный в нескольких километрах от Долины царей, был предназначен для царских жен, царевичей, царевен и высокопоставленных сановников.
Царицы, носившие титул «царских супруг», были захоронены не вместе со своими мужьями в Долине царей, а в священной долине богини Хатхор: древние египтяне называли долину та сет неферу, а Шампольон прозвал ее «Долиной цариц». Однако, в долине находятся погребения не только царских жен, но и царевичей и придворных сановников: это подчеркивается древним названием этого места, означающим «Место царского гарема» или «Место царских детей».
В начале XX века уже было известно о расположении в долине царского некрополя, но он еще не был исследован. Систематическое изучение долины началось в 1903 г. итальянской археологической миссией под руководством Эрнесто Скьяпарелли, которая за несколько лет открыла самые красивые гробницы.
Три из них принадлежат сыновьям Рамсеса III, царевичам Амон-хери- хепшефу, Хемуасу и Сет- хери-хепшефу, а четвертая - великой царской супруге Рамсеса II Нефертари.
Нефертари QV 66
Самой знаменитой гробницей Долины цариц является гробница Нефертари, которую многие считают красивейшей в Фивах. Гробница была открыта для посетителей в 1995 году после девятилетней реставрации.
Гробница Нефертари Мериенмут (имя которой означает “Красивейшая, Любимая Мут”), самой знаменитой из многочисленных супруг Рамсеса II, была обнаружена Эрнесто Скьяпарелли в 1904 г. Несмотря на то, что уже в древности она была полностью разграблена, гробница Нефертари представляет исключительную важность: ее стены украшены прекрасной росписью, которая может считаться одним из высочайших достижений древнеегипетского искусства. Из-за больших повреждений настенной росписи гробница была закрыта для посетителей в течение длительного периода, и ее открытие состоялось в 1995 г., после девяти лет сложной и кропотливой реставрации, финансированной Институтом реставрации Пола Гетти. Спустившись по высеченной в скале лестнице можно попасть в переднюю, которую украшают росписи, основанные на 17 главе Книги Мертвых. Астрономический потолок помещения изображает небосвод: он окрашен в темно-синий цвет и покрыт мириадами пятиконечных звезд золотисто-желтого цвета. Восточная стена передней прерывается широким проемом, по бокам которого изображены Осирис (слева) и Анубис (справа). Через проем можно попасть в первую восточную боковою камеру, расписанную сценами жертвоприношений. Перед боковой камерой расположен вестибюль: его росписи изображают Нефертари, представляемую приветствующим ее разным божествам. На севере передней начинается лестница, ведущая вниз, в погребальную камеру, представляющую собой прямоугольный зал площадью около 90 кв.м., в центре которого первоначально находился саркофаг царицы из розового гранита. Астрономический потолок погребальной камеры поддерживается четырьмя полностью расписанными пилястрами. Согласно религиозным представлениям эпохи, в этом помещении, называемом древними египтянами «залом золота», совершалось возрождение усопшего. Программа оформления стен погребальной камеры основана на 144 и из 146 главах Книги Мертвых: это сцены и изречения, связанные с вратами и дверьми царства Осириса, и с их стражами, а также магические заклинания, которые должен был произнести усопший, чтобы пройти через двери.
Хемуас QV 44
Эта гробница, найденная Скъяпарелли в 1903 г., принадлежит одному из сыновей Рамсеса III. Она замечательно декорирована, и ее росписи сохранили великолепные цвета.
Царевич Хемуас, носивший среди прочих титул “жрец-сем Птаха”, был одним из многочисленных сыновей Рамсеса III, пять из которых захоронены в Долине цариц. Вполне допустимо, что именно гробницы Хемуаса и его брата Амон-хери- хепшефа, возраст и причины смерти которых неизвестны, являются последними высеченными и оформленными в долине примерно в 28 г. царствования Рамсеса III. Планировка гробницы Хемуаса похожа на планировку гробницы Амон-хери-хепшефа, так же, как и темы росписей и стиль барельефов. Это гробницы с «прямолинейной» планировкой, состоящие из длинного коридора (вестибюля) с боковыми камерами, ведущего в погребальную камеру, за которой находится маленькая задняя камера. Вестибюль имеет астрономический потолок, а настенные росписи изображают Рамсеса III в пышных одеждах в сопровождении сына, одежды и прическа которого типичны для юных царевичей (волосы, заплетенные в одну боковую косу), перед семью божествами: справа находятся Птах-Сокар, Геб и Шу, а слева - Птах, Тот, Анубис и Ра- Харахти. Одной из особенностей декора этой гробницы, аналогично гробнице Амон-хери-хепшефа, является то, что, как в вестибюле, так и в погребальной камере, царевич следует за отцом, представляющим его богам, в боковых же камерах Хемуас находится наедине с богами. В погребальной камере Скьяпарелли нашел разбитый саркофаг царевича: наиболее важный из фрагментов находится сейчас в Египетском музее в Турине.
На стенах погребальной камеры, в которой находятся две ниши, размещены отрывки из 145 и 146 глав Книги Мертвых: Рамсес III и Хемуас предстают перед гениями, охраняющими IX- XVI врата царства Осириса. На стенах задней камеры изображен царь, приносящий жертвы богам: Хору Хенти-хети и Шепесу - справа (северная сторона), Анубису, Тоту и Харсиэсе - слева (южная сторона). На южной стене изображена сцена двойного жертвоприношения Рамсеса III Осирису в его дневном и ночном образах. Осириса сопровождают четыре богини Запада: Нефтида и Селкет - справа, Исида и Нейт - слева.
Амон-хери- хепшеф QV 55
Гробница Амон-хери- хепшефа по стилю похожа на гробницу Хемуаса; она является шедевром искусства XX династии и самой посещаемой гробницей Долины цариц.
Амон-хери-хепшефа являлся наследником престола и носил титул командующего колесницами. Он, так же, как и его брат, умер в очень юном возрасте, возможно, около пятнадцати лет. Планировка гробницы, обнаруженной в 1904 г. итальянской археологической миссией Скьяпарелли, аналогична планировке гробницы Хемуаса, несмотря на то, что ее вестибюль имеет четырехугольную форму, а ассиметричные боковые камеры без декора расположены только на правой стороне. Гробница высечена вдоль оси северо-восток - юго- запад. Как и в других захоронениях долины, географическая ориентация имеет и ритуальное значение.
Как известно по встречающимся в других гробницах знакам севера и юга, которые располагались обычно на косяках дверей, помимо «реальной» ориентации существовала вторая, ритуальная ориентация; согласно ей, вход находился на востоке в соответствии с тем путем, который душа умершего должна была проделать, прежде чем «выйти днем» (оригинальное название Книги Мертвых - «Книга выхождения днем») и соединиться с солнцем или циркумполярными звездами. Короткая лестница ведет в вестибюль гробницы, на стенах которого изображен Рамсес III, представляющий сына божествам Шу, Кебехсенуфу и Хапи - справа, и Птаху, Птаху- Татенену, Дуамутефу и Амсету - слева. Амон- хери-хепшеф, в тунике и сандалиях, причесан как молодой царевич - так же, как и его брат Хемуас. На северо-западной стене, посередине которой расположен вход в погребальную камеру, Рамсес и Амон-хери- хепшеф приветствуют богинь Хатхор - справа (на западной стороне), и Исиду - слева (на восточной стороне). Стены погребальной камеры, в центре которой первоначально находился саркофаг царевича (перемещенный затем в маленькую заднюю камеру), как и стены гробницы Хемуаса, декорированы отрывками из 145 и 146 глав Книги Мертвых. Здесь Рамсес и Амон- хери-хепшеф предстают перед гениями, охраняющими V, VI, VII и VIII врата царства Осириса, и это позволяет предполагать, что гробница Амона-хери- хепшефа была построена раньше гробницы Хемуаса, в которой изображены стражи IX-XVI врат.