В отдаленном поселении, расположенном в глубине долины у подножья Фиванской горы, жили ремесленники и рабочие, чьими руками создавались и оформлялись царские и частные гробницы.
Недалеко от Долины j цариц, к востоку от маленького холма эль-Хоха, расположен поселок Дейр эль- Медина (современное арабское название, означающее «Деревенский монастырь»), где сохранились следы древнего поселения, которое первоначально называлось та сет маат - «Место истины» или «Место порядка». В этом поселке жили рабочие и художники, сооружавшие и оформлявшие все царские и частные фиванские гробницы. Ремесленники Дейр эль- Медины, разделенные на две бригады, составляли так называемый «отряд гробницы» и работали приблизительно по восемь часов в день; кроме того, каждые восемь дней они имели право на два выходных. Две бригады, каждая из которых насчитывала 15-30 челочек под руководством бригадира, работали одновременно с двух сторон гробницы. По мере того, как одни углублялись в недра горы при помощи деревянных молотов и бронзовых или медных зубил, другие рабочие выравнивали и шлифовали стены, покрывая их слоем муна (смеси ила, известкового песка и измельченной соломы), на который наносился тончайший слой разведенного гипса.
На подготовленной таким образом стене рисовальщики выполняли красной охрой свои рисунки, которые затем правили черным углем.
Далее скульпторы вырезали в муна барельефы, и художники раскрашивали их при помощи натуральных пигментов, полученных путем измельчения горных пород, и искусственных красок, таких как знаменитая «египетская лазурь» - смесь медной руды, кремниевого песка и щелочей, нагретая до температуры 40° С. Таким образом, в то время, как рабочие еще выполняли подземные работы в гробнице, ее внешние части были уже закончены.
Благодаря этой технике древние рабочие могли возвести за несколько месяцев гробницу небольших размеров. На склонах горы, за поселком Дейр эль- Медина, находились гробницы общины мастеров, которые были построены в нерабочие дни.
Они отличаются наличием характерной культовой часовни, над входом в которую возвышается маленькая пирамида из кирпича- сырца, а также погребальной камеры со сводчатым потолком, оформленной изысканными росписями.
Сеннеджем TT11
Сеннеджем был художником, жившим период царствования Сети I и Рамсеса II. Его гробница была найдена нетронутой, а настенная роспись имела такие живые краски только что выполненной.
Гробница Сеннеджема, художника, носившего титул «Слуги в Месте истины» (в поселке Дейр- эль Медина), была обнаружена в 1886 г. Ее погребальная камера оказалась нетронутой и содержала богатый погребальный инвентарь, перевезенный затем в Каирский музей. Погребальная камера со сводчатым потолком была полностью украшена росписями в типичном рамессидском стиле, в основном на сюжеты загробной жизни усопшего. Эти росписи считаются одними из самых красивых во всем некрополе. Вход разделяет восточную стену на две части: справа изображены Сеннеджем и его женаИнеферти перед стражами, охраняющими врата царства Осириса (144 и 145 главы Книги Мертвых). На левой стене Сеннеджем изображен живым, вместе с семьей, а в верхнем поясе его мумифицированное тело лежит на погребальном ложе, которое охраняют богини Исида и Нефти в облике соколиц. На прилегающей западной стене Сеннеджем и его жена поклоняются богам потустороннего мира, а на находящейся напротив двери большой северной стене расположены три сцены, связанные со вхождением усопшего в царство Осириса. В первой сцене Анубис- бальзамировщик демонстрирует свое мастерство на теле усопшего; во второй сцене Сеннеджем поклоняется Осирису, в царство которого его вводит сам Анубис (третья сцена). Наконец, на восточной стене изображена одна из самых знаменитых в фиванской живописи росписей, восходящая к 110 главе Книги Мертвых и изображающая загробную жизнь усопшего и его жены на полях Налу, в чудесном мире Осириса, которая правдиво воспроизводит реальный мир: пальмы, отягощенные финиками, фруктовые деревья и поля пшеницы, омываемые водами небесной реки наподобие земного Нила. На тимпане изображена ладья Ра, которой поклоняются два павиана, а сводчатый потолок полностью расписан сценами поклонения различным божествам, среди которых можно видеть известную богиню сикомора - олицетворение Нут как покровительницы усопших.
Инхерхау тт 359
Гробница Инхерхау, «бригадира Господина Обеих Земель в Месте Истины» в период царствования Рамсеса III и Рамсеса IV, украшена росписями на сюжеты из Книги Мертвых.
Гробница Инхерхау, расположенная в нескольких десятках метров от гробницы Сеннеджема, была обнаружена в XIX веке немецким египтологом Рихардом Лепсиусом, снявшим со стен погребальной камеры две росписи, изображавшие Аменхотепа I и его супругу Яхмос Нефертари, которые сейчас можно видеть в берлинском Египетском музее. Перед погребальной камерой расположен вестибюль, на восточной стене которого, слева от входа, еще видны фрагменты первоначальной росписи. Темой росписей гробницы является Книга Мертвых, представленная здесь 31 сценой. Однако, на восточной стене есть и изображения бытовых сцен, где представлен Инхерхау в окружении жены и четырех детей, в то время как жрец протягивает ему ящик для ушебти (статуэток, которые должны были заменить усопшего при выполнении наиболее тяжелых работ на полях Иалу). На стене в глубине гробницы расположена двойная сцена, где Инхерхау в сопровождении двух дочерей подает факелы Осирису и Птаху (большая часть фигуры последнего не сохранилась). На западной стене представлены 17 сцен из Книги Мертвы*, среди которых изображение гелиопольского кота, убивающего змея Апопа под деревом ишед, и слепого арфиста, играющего для Инхерхау и его жены. Кроме того, здесь же изображены души Пе и Нехена, олицетворяющие Нижний и Верхний Египет, которые совершают обряд хену перед Инхерхау. На последующей сцене бог Тот представляет усопшего владыке потустороннего мира Осирису.