Дейр Эль Бахари
Дейр Эль Бахри — археологическая зона на западном берегу города Луксора, включает три поминальных храма, принадлежащих фараонам Ментухотепу II из XI династии, Хатшепсут и Тутмосу III из XVIII династии. Древние египтяне называли все храмы на западном берегу Нила «Храмами миллионов лет». Они использовались как поминальные храмы для культа фараона, пока тот был еще жив, обоготворен и ассоциировался с поклонением богу Амону - главному божеству Луксора, чьим сыном на земле и считался фараон. Силой этого ритуального союза, который совершался каждый год по случаю Прекрасного Праздника Долины, царская власть возобновлялась и подкреплялась.
Когда древнеегипетская вера пала, а место старой религии заняло христианство, вскоре в верхнем дворе храма Хатшепсут, был сооружен коптский монастырь. С помощью кирпичных стен колоннады были разделены на кельи. К сожалению, первые египтологи были далеки от понимания того, что каждый исторический период обладает собственной, присущей только ему ценностью; снося коптские строения, они даже не оставили их описания. Потеряв знания об эпохе, когда христианство прокладывало себе дорогу и боролось за собственное существование, осталось только название Дейр Эль Бахари, что означает «Северный монастырь».
А. Храм Ментухотепа II
Ментухотеп II - первый правитель XI династии, которому приписывается воссоединение Египта. Его Храм - один из самых выдающихся памятников Среднего царства. В основе общего композиционного замысла храма лежало, очевидно, стремление объединить два традиционных типа гробниц: пирамидный комплекс фараонов Древнего царства и скальные гробницы. Храм случайно обнаружен около середины 19 века.
Б. Поминальный Храм Тутмоса III
В процессе раскопок, произведенных в 1961 г., был обнаружен малый храм, сооружение которого было заказано Тутмосом III. Храм был основан точно к северу от храма Ментухотепа и расположен между ним и храмом Хатшепсут.
В. Поминальный Храм Хатшепсут
В Древнем Египте царская власть передавалась достаточно оригинальным способом: наследование шло по женской линии, но при этом фараонами были мужчины. То есть: царем становился зять фараона - муж дочери главной царской жены, также носительницы царской крови. Именно поэтому сыновья фараонов вынуждены были жениться на своих сестрах - чтобы унаследовать престол. Через женитьбу фараоном мог стать также сановник или полководец. Так власть передавалась через дочерей - но при этом, минуя дочерей, поскольку традиция и религия утверждали, что женщины править не могут.
Царица Хатшепсут была дочерью Тутмоса I и царицы Яхмос, но у Тутмоса I был еще наследник Тутмос II от второй жены, царицы Мутнофрет. Заключив брак со своей сестрой Хатшепсут, Тутмос II получил право на престол. А та, казалось, повторяла судьбу матери - у царственной пары родилась лишь дочь, тогда как вторая жена фараона Исида родила наследника. Но далее эта история, до сих пор вполне традиционная, быть таковой перестает. Долгое время считалось, когда Тутмос II покинул этот мир (от проблем с сердцем, как установил тысячи лет спустя компьютерный томограф), его наследник Тутмос III был еще совсем юн. Потому царица Хатшепсут по традиции стала регентшей, т.е. временной правительницей при ребенке.
Это было лишь начало, первое время Хатшепсут еще правила от имени пасынка, но уже скоро на рельефах начинают изображать, как регентша выполняет сугубо царские функции: подносит дары богам, заказывает обелиски из красного гранита. А через несколько лет фараоном она становится и официально.
Правление Хатшепсут (21 год) ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя, прежде всего как фараон-строитель и вела строительство храмов. В Карнаке было воздвигнуто так называемое «Красное святилище» для церемониальной ладьи бога Амона; здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски. Два обелиска Хатшепсут, высотой 29,56 м, были самыми высокими, из всех построенных раннее в Египте. Но до наших дней сохранился только один из них.
Всё же, наиболее известным памятником архитектуры времени Хатшепсут является прекрасный храм в Дейр-эль-Бахри, носивший в древности название Джесер Джесеру — «Священнейший из священных» — и строившийся на протяжении 9 лет — с 7-го по 16-й год правления царицы (предположительно, 1473 до н. э.). Имя его создателя Сененмут — главный архитектор, верховный сановник и государственный деятель. Некоторые факты указывают на то, что он мог быть фаворитом и возлюбленным женщины-фараона Хатшепсут. В британском музее представлен скульптурный портрет, изображающий сидящего Сенемута с дочерью царицы на руках.
Великолепное расположение храма Хатшепсут, возведенного у подножия скал, и то, как он постепенно поднимается с равнины через предгорья к отвесной скале, делает его одним из самых замечательных образцов египетской архитектуры. С верхней террасы открывается вид через реку на великую Луксорскую равнину. Полумрак и тайна, обычно присущие египетским храмам, здесь отсутствуют. Солнце и воздух являются его основными создающими настроение чертами. Сооружения подобного рода возможны только в стране, где почти не бывает дождей.
Поминальный Храм Хатшепсут в основном построен из известняка, и лишь кое-где нижний ряд кладки выложен из песчаника. Он состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с известняковыми колоннами. Террасы храма в центре были разделены массивными пандусами, ведущими наверх к святилищу храма; они были украшены колоссальными статуями царицы Хатшепсут и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музеи Метрополитен в Нью-Йорке.
По обеим сторонам средней террасы находятся часовни Анубиса и Хатхор. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников; вырыты Т-образные бассейны.
Гробница этой великой царицы расположена среди утесов на восточной стороне Долины царских гробниц, в хребте, который отделяет Нильскую долину от Долины гробниц. Так что все верующие, приходившие в ее храм, волей-неволей обращались лицом к ее гробнице.
Осталось напоминать о том, что утром 17 ноября 1997 года группа исламистских террористов расстреляла посетителей храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Погибло 62 человека: четверо египтян и 58 иностранных туристов.
Тутмос III - преемник Хатшепсут, неожиданно увлекся методичным вычеркиванием из истории периода царствования своей мачехи. Практически все её изображения и даже имена, были планомерно сколоты с храмов, памятников и обелисков. Однако, доказательств этому нет. Хатшепсут изображали в виде мужчины, её считали узурпатором, её вычеркивали из истории, её мумию считали утерянной, но все звали её фараоном.