Это глубокое уади, расположеное на западном берегу Нила, где за период примерно с XVI век по XI до н. э были построены гробницы для захоронения фараонов и их родственников. Сами древние египтяне именовали её (большой и величественный некрополь миллионов лет жизни, силы и здоровья фараона на западе Луксора)
После того как стало ясно, что пирамиды, привлекавшие всеобщее внимание, были недостаточно надежными, чтобы обеспечить царских мумий, как показало время, погребальные камеры пирамид были расхищены еще в древности. В самом начале эпохи Нового царства фараон Тутмос I 1500 до н.э., нарушив древний обычай, первым отделил свою гробницу от заупокойного храма. При Тутмосе I появляется новый вид пещерных гробниц, погребенье устраивалось не в пирамиде, а в тайном подземном сооружении. Это было сделано из-за боязни грабителей, которые вскрывали и оскверняли пирамиды. Тутмос I решил пожертвовать славой ради безопасности.
Архитектор Тутмоса I Инени нес ответственность за всю стройку, для которой он и выбрал узкое ущелье в западном скальном уступе напротив современного Луксора, известное как Долина царей. Он проводил все работы тайно, так, что, по словам надписи, в его гробнице «никто ничего не видел и никто ничего не слышал».
Путь к царским гробницам в «Долине царей» был длинным и сложным. Он начинался от заупокойного храма Сети I в районе Курна между некрополями Интефа и Дра Абу-ль-Негга, обходил с севера и запада ущелье Дейр эль-Бахри и завершался в узком горном ущелье главного северо-восточного ответвления «Долины царей», над которым господствует пирамидообразная вершина горы Эль-Корн. Голые, лишенные какой-либо растительности отвесные скалы, окружающие ущелье, опаленное лучами безжалостного солнца, глубокая тишина, нарушаемая только воем гиен и шакалов,— все это создает здесь ощущение величественного одиночества, подобающего месту, где господствовала смерть.
Планировка царских гробниц весьма сложна, от входа гробницы коридор, который иногда имеет ступеньки, ведет наклонно вниз в скалу, время от времени расширяясь и образуя помещения, или же в нем появляются входы в различные помещения, вырубленные в его стенах. Но при этом он сохраняет одно и то же общее направление и в конце концов достигает большого зала, в котором стоит царский саркофаг. Дальние комнаты могут быть связаны с залом, где стоит саркофаг, или же из него может вести коридор, заканчивающийся тупиком. Такое архитектурное решение подземного пространства изображало постепенный переход человека в загробный мир. Стены коридоров и помещений, потолки и сам саркофаг были украшены сценами и надписями, относящимися исключительно к подземному миру.
В представлениях египтян, мироздание включало три области. Это подземный мир, царство мертвых и потусторонних богов, прежде всего бога Осириса. Это земля, царство живых, людей и всего одушевленного сотворенного мира. Третья это небо, представлявшая собой царство космических божеств, по преимуществу солнечного бога, луны и небесных тел. У египтян сложились разные концепции подземного мира, и им было так трудно сделать выбор в пользу одной из них, что иногда они представлены в одной и той же гробнице. Два пространных текста, которые мы сейчас будем рассматривать: это Книга Ам Дуат и Книга Врат.
Текст Книги Ам Дуат («Книга того, что есть в подземном царстве») сопровождается сценами, изображающими части потустороннего мира и его обитателей. Этот текст был также написан на саркофагах и на папирусах которые клали в могилы. В этих текстах было двенадцать частей Дуата, и путешествие солнца ночью по каждой из них занимало один час. Эти части именовались полями, городами или жилищами, и в каждое можно было войти через дверь. Они были связаны между собой рекой, по которой бог солнца совершал свое путешествие на корабле с запада на восток, в каюте стоит бог солнца со скипетром в одной руке и знаком жизни в другой; его голова представляет собой голову барана.
Второе произведение, найденное в гробницах царей и описывающее продвижение солнца по подземному царству, – Книга Врат – которая начинается с описания вступления солнца в подземное царство. В облике диска, вокруг которого свернулась змея, бог солнца на своем корабле приближается к долине, ограниченной двумя высокими песчаными холмами. На одном берегу стоит штандарт с головой барана, а на другом – с головой шакала; ведь в подземном царстве бог будет носить голову барана, в то время как шакал является символом Анубиса, его проводника. Долину закрывает простая дверь, которая при помощи заклинаний открывается для Ра. Но хотя устройство подземного царства в общем соответствует тому, что было описано в тексте «Ам Дуат», тем не менее детали, сцены и тексты отличаются на всем своем протяжении.
Все гробницы в «Долине царей» строились в основном по двум структурным планам, один из которых был характерен для захоронений фараонов XVIII династии, а другой — для захоронений фараонов-Рамессидов (XIX–XX династии). Первый структурный план отличается тем, что в первых нисходящий коридор, прежде чем он входит в погребальную камеру с саркофагом, делает поворот в 90°. Этот двойной поворот привел к появлению перед погребальной камерой небольшого дополнительного зала. Второй структурный план характеризуется вытянутостью в одном направлении всех внутренних переходов и залов гробницы.
Стоит отметить здесь, что каждая гробница обладает некоторыми собственными чертами. Различие планов этих гробниц объясняют так: царь начал готовить себе место захоронения при вступлении на престол, приказав проделать простой коридор, ведущий в погребальную камеру; но, продолжая жить, он тянул этот коридор до второй камеры и т. д., пока смерть не клала конец этому процессу расширения. Многие гробницы также были брошены недостроенными, так как рабочие натолкнулись на непреодолимые скалистые породы. некоторые представляли собой пустые, неукрашенные коридоры с несколькими комнатами во внутренней части, Некоторые же использовались для хранения останков членов царской семьи.
е смотря на то, что Работы над гробницей велись в глубочайшей тайне, вход в неё был тщательно замаскирован, Но все эти предосторожности не спасли усыпальницу от грабителей. Во время отсутствия центральной власти (около 1100 до н.э.), сопровождав иноземными вторжениями, гробницы были особенно уязвимы для грабителей. С целью сохранения более ранних останков, саркофаги с мумиями были перенесены в гробницу Пинеджедема в Дейр эль-Бахри. двадцать веков спустя, в 1871 году гробница была обнаружена братьями Мухаммеда Абд аль-Рассулами. Там были нагромождены десятки ящиков, в которых находились мумии, а также множество предметов погребального приданого. Они скрыли открытие гробницы, для того чтобы беспрепятственно распродавать найденные находки,
Братья Расул начали продавать содержимое тайного захоронения. Это продолжалось несколько лет, прежде чем египетская Служба древностей, возглавляемая Гастоном Масперо, осознала, что происходит. в Июне 1881 года, их действия привлекли внимание директора Египетского музея в Каире, и наконец один из братьев признался в обнаружении гробницы. После этого в течение 48 часов, все находки были погружены на корабль и отправлены в Каир.
Только одна гробница Тутанхамона (№ 62), и лишь потому, что вход в нее был засыпан строительным мусором при сооружении гробницы Рамсеса VI (№ 9). Она была найдена в 1922 г. Г. Картером, руководителем раскопок лорда Карнарвона. Богато украшенная золотом и на редкость хорошо сохранившаяся погребальная утварь из этой гробницы является ныне самым большим сокровищем Каирского музея.
Египтологи используют аббревиатуру KV (анг. «Kings Valley», то есть «Долина царей») для обозначения захоронений расположенных в Долине царей. Из царских гробниц, как правило, открыты около 10 для обозрения публики, за исключением тех случаев, когда они могут быть временно закрыты для проведения реставрационных работ, такие работы становятся все более необходимы, отчасти из-за притока огромных масс туристов.
KV1 — гробница Рамсеса VII
KV2 — гробница Рамсеса IV
KV6 — гробница Рамсеса IX
KV8 — гробница Мернептаха
KV9 —гробница Рамзеса V и Рамзеса VI
KV11 — гробница Рамсеса III
KV14 — гробница царицы Таусерт и Сетнахта
KV15 — гробница Сети II
KV16 — гробница Рамсеса I
KV34 — гробница Тутмоса III
KV47 — гробница Сиптаха
KV57 — гробница Хоремхеба
KV62 — Гробница царя Тутанхамона.