Хотя это самый близкий к Луксору оазис и столица Долины Нила, в оазис Харга приезжает гораздо меньше туристов, чем в другие. Сейчас, когда туристы могут пользоваться прямой дорогой из Луксора (которая занимает только два часа по сравнению с путешествием длиной в целый день из Асьюта), это может измениться, но другие препятствия остаются. Эль-Харга - город 1970-х годов с населением 60 000 с адекватными удобствами и приличным музеем, но в остальном место довольно скучное. В оазисе много древних объектов, но до большинства можно добраться только на автомобиле, а местная полиция настаивает на том, что она должна сопровождать туристов в любую точку города, даже требует звонить в штаб-квартиру, прежде чем позволить вам выйти из отеля. Все это вряд ли создает комфортную атмосферу.
Целую вечность назад низменность Харга находилась на дне моря, которое оставило окаменелости на плато, и она окружена гигантскими утесами и разделена массивами с поясами дюн, проходящими поперек оазиса. Считают, что в римские времена в Харге не было дюн. Мифы говорят, что римляне воздвигли медную корову на откосе, которая проглотила песок. Исторически важность Харги связана с торговыми путями через пустыню, которые сходились в оазисе, в частности Дорога сорока дней. Заброшенные римские форты и целые деревни, которые претендуют на свое происхождение от мамлюкских солдат, свидетельствуют о веках устойчивого контроля египетских правителей, которые использовали Харгу как место изгнания с четвертого века. В новое время основатель популярной ежедневной газеты Аль-Ахбар был изгнан сюда Насером, а с 1994 года исламистов помещают в тюрьму Харги максимальной степени секретности, которая известна как «Скорпион» (ее видно с шоссе при въезде в оазис с севера).
Харгу часто рассматривают как символ того, что проект Новая долина означает гибель оазисов. Приток феллахов из Долины Нила изменил сельскохозяйственные традиции. Выращивание риса потребовало больше воды, чем предполагалось, истощая источники и приводя к засаливанию земель. Общественная жизнь также изменилась, в наши дни люди больше сидят дома и смотрят телевизор, чем общаются, и некогда сильный общинный дух исчезает.
Признаком смешанного происхождения обитателей оазиса может служить тот факт, что название Харга может произноситься «Харга» или «Харджах», в зависимости от того, кто говорит. И оазис, и его столица называются Харга, мы используем префикс «Эль», когда речь идет о городе.
Эль-Харга
В качестве столицы региона Новой долины (включающего оазисы Харга, Дахла и Фарафра) ЭЛЬ-ХАРГА выросла в область, застроенную зданиями средней высоты и шоссе, единственным воспоминанием о романтическом городке в оазисе является сук. Банки и правительственные здания располагаются вдоль широкой Шария Гамаль Абдель Насер, которая слишком длинна и однообразна для приятных прогулок, вопреки обелискам с орнаментами, кустам и обочине с зелеными и белыми полосами. Но перемещаться здесь удобно. Одинаково раскрашенные мини-автобусы снуют вдоль Шария Гамаль Абдель Насер между Мидан Шаула и фонтаном Мабрук в любой конец города.
Город
Удобно расположенный на Шария Гамаль Абдель Насер, Музей Новой долины (ежедневно: зима 8:30-17:00, лето 8:00-18:00; 20 фунтов) размещается в современном здании, построенном по модели гробниц в Багавате, он содержит артефакты с различных мест, разбросанных по трем оазисам. Из экспонатов на первом этаже (с табличками на английском) самыми впечатляющими являются гре- ко-римские: раскрашенные саркофаги из Макс аль-Кибли и Дахлы, посмертные маски из Каср эль-Лабека; а также мумифицированные бараны, орлы и ибисы из Гробниц Музавака. Древнее царство представлено табличками, скарабеями и подголовниками из гробниц правителя VI династии в Балате. Найдите птиц-ба, представляющих душу умершего, которые были раскопаны Французской миссией в Душе. На верхнем этаже вы найдете коптский текстиль и керамику, напольные фризы эпохи Фатимидов и османов, в большинстве без указателей.
Осмотрите расположенный поблизости фонтан Мабрука, немного вверх по дороге на главном перекрестке, который был создан местным художником за три дня. Его крепкие фигуры символизируют Мать-Египет, которая тянет свое упирающееся дитя (оазис) к его судьбе. Кроме мечети Гамаля Абделя Насера (одной из дюжин, которые Насер построил в провинциальных городах в 1960-х гг.) и Коптской церкви, скромно расположенной в стороне от основной дороги, здесь больше нечего посмотреть, пока вы не доберетесь до нижней части города (лучше поехать на мини-автобусе, чем идти 2-3 км).
Здесь пыльная Мидан Шаула заполнена людьми и движением, оживленный сук углубляется в старый квартал глиняных домов, покрашенных в абрикосовый или голубой цвет и называемый Рука Фатимы. Поверните направо на перекрестке, а затем налево, и вы найдете Дарб ас-Синдадих, темную извилистую улицу, покрытую пальмовыми стволами, которая некогда тянулась на 4 км. Ее самая старая часть датируется десятым веком. В настоящее время остался только перестроенный небольшой отрезок.
Храм Хибис
Сюда можно доехать от Мидан Шаула на мини-автобусе, идущем в Эль-Му- ниру. Попросите высадить вас у эль-маабад (храм). Но более интересно пройти пешком от фонтана Мабрука (2 км). По дороге вы увидите разрушенный храм Надура времен Птолемеев на вершине невысокого холма в пустыне справа от вас: его изъеденная эрозией стена из песчаника и пронаос не стоят подъема к храму, но сам вид на храм интересен.
Дальше доски объявлений заслонякТг вид на остатки храма Хибис после фиаско стоившего 20 млн. долларов проекта сохранения. Подрядчики, которые больше привыкли строить мосты и фабрики, и подрядчики, проводившие реставрационные работы, во время выполнения работ повредили восемьдесят процентов каменных блоков, когда разбирали храм, чтобы передвинуть его на более высокое место по причине подъема грунтовых вод. Затем они так небрежно собрали его, что оказалось, что, в конце концов, до проведения работ он был лучше.
Обильная растительность, окружающая остатки храма, покрывает место древнего Хибиса, поселения XVIII династии, которое процветало во времена Саисской династии, персов и Птолемеев. Один из немногих персидских монументов, оставшихся в Египте, храм был возведен в шестом веке до н.э. и посвящен Амону-Ра, хотя сейчас едва можно увидеть резьбу, которая некогда покрывала его стены. Чтобы посмотреть сам храм, покупать билет не нужно, но здесь стоит киоск, в котором продаются билеты на посещение Багавата и Дейр эль-Кашеф (ежедневно: летом 8:00-18:00; зимой 8:00-17:00).
Некрополь Багават
Блоки из храма сложены около дорожки, которая ведет к некрополю Багават. 263 часовни из глиняного кирпича использовались для христианских захоронений между третьим и седьмым веками и представляют различные формы сводов из глиняного кирпича или порталов, в которых ощущается римское влияние. Наиболее известны эти часовни по своим коптским настенным изображениям. Сторож отопрет часовню Мира, купол которой украшен изображениями Адама и Евы, ковчега, Абрама и Исаака, к сожалению, искаженные греческими надписями. Цветочные мотивы и голубей мира можно увидеть в Гробнице № 25, одном из трех примыкающих друг к другу семейных склепов на гребне.
Дейр эль-Кашеф
От билетного киоска в храме Хибиса тропинка изгибается вокруг холма, на котором построен некрополь, проходит мимо уродливого дома отдыха археолога Фахри и серии вырезанных в скале гробниц, а затем доходит до впечатляющих руин Дейр эль-Кашеф, монастыря Сборщика податей. Названный так по имени правителя времен мамлюков Мустафы, пятиэтажный монастырь давал когда-то в своих сводчатых кельях пристанище отшельникам и путешественникам. Сейчас кельи занесены песком, но он все еще господствует над пейзажем, где Дарб аль-Гхалаби из Дахлы пересекает Дорогу сорока дней. В долине ниже вы можете видеть руины небольшой церкви или приюта отшельников. Здесь на стенах нефа и крошечных келий, где спали монахи, написаны греческие тексты. К северу четыре мощные дюны в форме полумесяца закрывают от ветра две маленькие с каждой стооны дороги на Асыот возле множества дюн, «напоминающих спину кита».
Другие объекты
Для тех, кто едет на полноприводном автомобиле или вездеходе с местным проводником, есть множество других интересных мест. Самая перспективная область лежит к западу от дороги на Асьют, где дорога от Багавата проходит у подножия гор и густо населенной змеями и летучими мышами Дже- бель эль-Тейр (Птичья гора), в вади которой нанесены доисторические, древние и коптские надписи. Затем она разделяется на две дороги, ведущие к самой интересной римской крепости в оазисе. Обязательно построенные возле источников, эти сооружения некогда охраняли, облагали пошлинами и служили пристанищем караванам по дороге на Асьют. Поскольку один караван состоял из тысяч людей и животных, они, вероятно, располагались на ночь в нескольких фортах. Трудно представить себе эту сутолоку в сегодняшних заброшенных руинах.
Каср эль-Лабека уединился в вади у основания северного склона, двенадцатиметровые стены скрывают заполненные песком помещения. На обнаженной породе дальше к северу стоит разрушенный храм из глиняного кирпича, где одна из перемычек все еще поддерживает окрашенный свод. Другой храм был посвящен Геркулесу. Между двумя этими зданиями находится источник, который обеспечивал жизнь форта - подземный акведук (сейчас занесенный илом) того же типа, который в большем масштабе можно увидеть в Айн Умм Дабадиб. Хотя он всего в 18 км от Лабека, дорога часто загорожена дюнами, и автомобилям приходится вернуться до Эль-Харги, чтобы найти проход в поле дюн.
Объект занимает 60 ООО акров, включая разрушенную крепость, церковь и гробницы, плюс замечательный подземный акведук, который работает, освобождая грунтовые воды, как канат в древней Персии (Фахри полагает, что система построена при персидском владычестве). Известный в оазисе как манафис, этот акведук идет на 15 км с отверстиями для доступа через каждые несколько метров. Часть его была недавно очищена местным фермером и используется для ирригации участка земли к юго- востоку от храма.
Дальше на запад от Айн Умм Дабадиб, за пределами Харгской впадины, находится совершенно изолированный овеваемый ветрами источник Айн Амур («Красивый»), расположенный в 200 м вверх на северо-западных утесах плато Абу Тартур. На высоте 525 м над уровнем моря это самый высокий источник в Западной пустыне и, как и Айн Тафнис, он питается поверхностной водой, проходящей по склону, а не водой под дном впадины. Возле источника находятся руины римской крепости с коптскими граффити, содержащими, в частности, рассказ, как раннехристианский путешественник, погибавший от жажды, был спасен источником. Некоторые верят, что Айн Амур был последним водным источником на пути легендарной армии Камбиза. Путешествие к Айн Амуру требует разрешения .
Каср эль-Гхвейта и Каср аль-Зайян
До обоих мест можно добраться по отмеченной указателем объездной дороге к востоку от шоссе. Каср эль-Гхвейта, что по-арабски означает «Дворец прекрасной» (ежедневно: летом 8:00-18:00; зимой 8:00-17:00; 20 фунтов) - это укрепленный храм на вершине холма Позднего периода египетской истории. Он занимает господствующее положение над местностью, которая в древние времена была зоной интенсивного земледелия (здешние виноградники упоминаются в надписях Фиванского некрополя). Десятиметровые стены окружают храм из песчаника, посвященный фиванской триаде. Храм построен Дарием I на месте более древней часовни и модифицирован Птолемеями. В его гипостильном зале представлены сцены с изображением Хапи - бога Нила, держащего символы Верхнего и Нижнего Египта. Рядом можно видеть остатки глинобитных построек поселения времен Птолемеев.
Дорога продолжается на 5 км до Каср эль-Зайян (ежедневно: летом 8:00-18:00; зимой 8:00-17:00; 20 фунтов), храма времен Птолемеев и римлян.
Он получил свое имя от деревни, построенной на месте древнего города Тхо- немирис. Это приближение к повседневной жизни помогает вам представить его как оживленное поселение в древности. Как и в Каср эль-Гхвейта, храм находится в крепости из кирпича вместе с жилыми кварталами гарнизона, цистерной и пекарней. На его портале находится картуш Антонина Пия, который восстановил храм в 138 г. Равнина вокруг лежит на 18 м ниже уровня моря, это самая нижняя точка в оазисе Харга.
Когда вы возвращаетесь на шоссе, то первое большое поселение Булак («Наблюдать») разделено на живописную старую деревню на западе и современную большего размера на востоке. Его горячие источники видны непосредственно перед тем, как вы входите в город справа. Покинув Булак, вы проходите побеленную гробницу шейха Халида, расположенную перед микроволновой вышкой. Далее идет цепочка поселений Новой долины, основанных в 1980-х гг., которые называются Кувейт, Палестина, Багдад и Аден как символ арабской солидарности. В начале дороги на Луксор (275 км) возле Багдада находится контрольный пункт.
Город БАРИС
Он назван в честь столицы Франции, хотя пасущиеся козлы и неасфальти- рованные улицы выглядят насмешкой над плакатом, приветствующим посетителей «Парижа». За два километра до города вы проедете брошенную деревню Барис Гедида (Новый Барис), начатую в начале 1960-х архитектором Хасаном Фатхи и основанную на принципах традиционной архитектуры оазиса, включая воздушные шахты для охлаждения рыночной площади. К сожалению, работа была приостановлена во время Шестидневной войны 1967 г. и больше не возобновлялась, поэтому первоначальные поселенцы вскоре уехали. Сегодня старый Барис будет развиваться дальше, когда канал Шейха Заида, который подает воду из озера Насер достигнет Харги, входя во впадину в Барисе.
Посетители могут предпринять зрелищную поездку по дороге, по маршруту, который отходит от шоссе к востоку от Барис Гедида и ведет к Айн Тафнис (14 км). Тафнис - это один из двух источников в оазисе, который находится на высоте около 200 м над уровнем впадины, будучи расположен на горном выступе склона. В близлежащих пещерах можно найти греческие, арабские и коптские надписи, а вся округа усеяна глиняными черепками.
Дальше на юг две деревни разделены песчаным гребнем и связаны историей. Более чем пять столетий МАКС БАХРИ (Северная таможня) и МАКС КИБЛИ (Южная таможня) жили за счет проходящих по пользующейся дурной славой Дарб алъ-Арбаин, или Дороге сорока дней, получая сборы за каждого раба, входившего в оазис, продавая продукты и занимаясь сводничеством для владельцев караванов. Сегодня ни в одной деревне не осталось следов участия в торговле рабами, хотя в Макс Кибли вы все еще можете увидеть небольшой форт из кирпича Табид эль-Даравиш. построенный британцами после вторжения дервишей в 1893 г. Сегодня Дорога сорока дней заасфальтирована до Бир Тафарви на юге, связывая эти места с новым сельскохозяйственным проектом в восточном Увейнате, но автомобили не могут проехать дальше контрольного пункта в 5 км к югу от Макс Кибли без разрешения из Каира.
В древние времена в города Эсна и Эдфа в Долине Нила вел другой путь с римскими крепостями для охраны торговли и жителей Кисиса на Дарб аль- Даш. Сегодня боковая дорога, отходящая от шоссе к югу от Макс Бахри, ведет к руинам Кисиса и эффектной крепости на холме. Стены крепости имеют высоту шесть метров с четырьмя или пятью этажами под землей. К ней примыкает храм Душ (ежедневно: летом 8:00-18:00; зимой 8:00-17:00), построенный Домицианом и увеличенный Адрианом и Траяном, который добавил монументальный вход.
По слухам, она была некогда покрыта золотом, а сейчас покрыта посвящениями последним двум императорам и граффити Кайо и других путешественников девятнадцатого века. Открытие сложной системы глиняных труб и христианской церкви показывает, что город был покинут, когда высохли колодцы, вскоре после четверного века нашей эры. Считается, что название Душ происходит от Куш - названия древнего Нубийского царства, с которым египтяне вели торговлю по Нилу.