1- Мечеть Ибн Тулуна
Течешь Ибн Тулуна является не только старейшей мечетью Каира дошедшей до наших дней в своем первозданном виде, но и единственным свидетельством существования ал- Катаи, цитадели тулунидов.
Большая мечеть Ибн Тулуна была построена между 876 и 879 годами на холме Йасхур и была религиозным центром ал-Катаи, военной династической цитадели, основанной Ахмедом ибн Тулуном, которая вместе с ал- Фустатом и ал-Аскаром стояли у истоков современного Каира.
Мечеть спроектированная христианским архитектором, занимает площадь более трех гектаров и за гармонию и изысканность ее украшений может считаться одним из величайших произведений исламской архитектуры. Конструкция этого здания, полностью построенного из покрытого слоем штукатурки красного кирпича, представляет собой типичный пример мечети с портиками, располагающимися вокруг центрального двора, в середине которого размещается источник для омовения. Двор окружен четырьмя риваками (портиками), состоящими из двойного ряда арок и стены, в которой прорублены 28 окон, каждое из которых имеет индивидуальный орнамент. Основной ривак, расположенный на восточной стороне (сторона киблы, направления на Мекку), состоит из пяти групп арок и представляет молельный зал с михрабом (украшенной нишей, указывающей направление киблы) и минбаром (кафедрой), с которой во время пятничной службы имам читает свою проповедь (хутба). Изготовленный из резного дерева минбар в 1296 году был подарен мечети султаном Хусамом ад-Дин Лагином, за счет которого была также отреставрирована вся мечеть. По его же заказу в центре двора был построен источник. Заднюю стену возле михраба украшает длинная надпись из корана, сделанная куфической вязью.
Мечеть, практически не имеющая фасада, с северной, южной и западной сторон окружена свободным пространством зийадой, окруженным в свою очередь еще одной стеной, в которой проделаны девятнадцать дверей. Эта стена отделяет мечеть от внешнего мира.
В западной части зийады расположен спиральный минарет, построенный из каменных блоков. Этот минарет, единственный в своем роде во всем Каире, напоминает минарет мечети в Самарре (Ирак), который почти наверняка был использован Ибн Тулуном в качестве образца. Верхняя декорированная часть минарета, относящаяся к эпохе проведения Хусамом реставрационных работ, построена в форме мабхара (курильницы ладана)
2- Музей Гейер-Андерсона
Майор британской армии Гейер- Андерсон собрал большую коллекцию предметов исламской культуры, которая в 1937 году была выставлена в старинном доме Бейт ал- Критлийа, им же отреставри-рованном и обставленном.
К северной части мечети Ибн Тулуна прилегает построенный в 1631 году старинный дом, называемый Бейт ал- Критлийа, «дом критянки», который в XIX веке, вероятно, был куплен дамой критского происхождения. Рядом с ним расположен другой дом, построенный в 1540 году и называемый домом Амны бинт Салим ал-Газзар, «Амны, дочери мясника Салима». Оба дома были впоследствии соединены на уровне второго этажа и сейчас в них находится коллекция мебели и произведений исламского искусства, собранная военным врачом британской армии, майором Робертом Гейер- Андерсоном (1881-1945), которому за его заслуги был пожалован титул паши. Гейер- Андерсон жил в Бейт ал-Критлийа, им же отреставрированном и обставленном, вплоть до 1942 года.
3- Комплекс Ал-Гури
Последнее произведение мамлюкского искусства, этот комплекс, построенный по приказу султана ал-Гури, является образцом изысканной архитектуры.
Комплекс, построенный султаном Кансухом ал- Гури, предпоследним мамлюкским владыкой, правившим с 1501 по 1516 год и убитым в сражении с турками под Алеппо, расположен в нескольких сотнях метров от мечети ал- Азхар и состоит из мечети-медресе и мавзолея с сабил- куттабом. Комплекс был построен между 1503 и 1505 годами в южном конце улицы ал-Муизза (называемой также в честь султана улицей ал- Гурийа). Мечеть- медресе, сводчатого типа, с крестообразной планировкой, изысканно облицована разноцветным мрамором. В недавно отреставрированном мавзолее, который легко узнать по его незаконченному куполу, находится могила преемника ал-Гури Туман-бея. Здесь же располагается большой зал, переделанный в театр, в котором устраиваются представления знаменитых кружащихся дервишей - членов аскетической секты, входящих в экстаз, при выполнении круговых движений. Рядом с мавзолеем ал-Гури приказал построить большой караван-сарай или вакала, который был недавно отрестав-рирован и отдан под большой центр культуры и искусства.
4- Мечеть ал-Азхар
Ал-Азхар, «Изумительна » была первой мечетью, построенной главнокомандующих Гаухаром ас-Сиккилли, основателем Каира. Законченная в 972 году мечеть за века претерпела серьезные изменения и сегодня в ней находится самый большой университет исламского мира.
Мечеть являлась важнейшим учреждением фатимидского Каира, так как власть халифов имела религиозную основу, и мечеть символизировала как их покорность богу, так и абсолютность их земной власти.
Строительство мечети ал- Азхар было начато в 969 году по приказу Гаухара ас-Сиккилли и завершено в 972 году. Первоначально здание занимало площадь немногим менее 6000 кв. м и состояло из мечети с риваками (портиками), расположенными вокруг центрального двора (сахна), площадью 1632 кв м. Молельный зал мечети с пятью параллельными сводами по конструкции похож на зал мечети Ибн Тулуна. Ал-Азхар неоднократно перестраивался и дополнялся новыми помещениями, в особенности во второй половине XVIII века по приказу высокопоставленного османского правителя Абд ар-Рахмана Катхуды. Начиная с 989 года ал-Азхар становится большим образовательным центром религии и юриспруденции и может по праву считаться самым древним университетом в мире. Это культурное предназначение привело мечеть к тому, что сейчас она является самым важным центром обучения Корану в исламском мире. На девяти факультетах ал- Азхара проходят обучение более 85.000 студентов, а в библиотеке университета хранятся 60.000 книг и 15.000 рукописей.
5- Мечеть ал-Хакима
расположенная между двумя большими монументальными воротами Баб ал-Футух и Баб ан-Наср мечеть ал-Хакима является второй по возрасту фатимидской мечетью Каира после ал- Азхара. Заброшенная в течение нескольких веков и использовавшаяся под различные нужды мечеть была полностью восстановлена в 1981 году.
Во время правления ал-Азиза, пятого фатимидского халифа (975 - 996 гг.), было начато строительство большой мечети, расположенной в северной части города. Здание, ранее находившееся за пределами городских стен, возведенных при Гаухаре, впоследствии было окружено величественной стеной, построенной при Бадр ад-Дине ал-Гамали, визире халифа ал- Мустансира (1035-1094), который расширил первоначальную стену Гаухара, увеличив таким образом площадь города до 160 гектаров.
Этот размер город сохранял вплоть до 1798 года. Кроме того, по приказу ал-Гамали на востоке и на западе от мечети, по проекту двух сирийских братьев- архитекторов из Эдессы, были построены большие монументальные ворота, которым было дано имя Баб ал-Футух, «ворота завоеваний», и Баб ан- Наср, «Ворота победы». Строительство мечети было закончено в 1013 году сыном ал-Азиза, ал- Хакимом биамр Аллахом (996-1021), вошедшим на трон в возрасте одиннадцати лет.
Этот халиф быстро стал известен благодаря своей религиозной нетерпимости, суровым гонениям и непомерной эксцентричности (для примера можно взять запрет на изготовление женской обуви, из-за которого женщины были вынуждены сидеть дома).
За это халиф получил прозвище исламского Калигулы.
План этой грандиозной мечети с портиками (риваками), занимающей площадь 25.000 кв.м напоминает мечеть Ибн Тулуна, которая, вероятно, послужила ее прототипом, несмотря на различие их форм и расположения первых в фатимидской архитектуре минаретов в форме мабхара (курительниц ладана), установленных на северном и южном углах фасада. Изначально минарет, расположенный на северном углу, имел цилиндрическое сечение, в то время как южный минарет был четырехугольным. Впоследствии, в 1010 году, по неизвестным причинам, ал-Хаким заключил оба минарета в конструкции в виде усеченных пирамид, что необычным образом сделало их похожими на крепостные башни. Минареты, серьезно поврежденные землетрясением 1303 года, были восстановлены султаном Бейбарсом II ал- Гахангиром (1308-1310). У мечети ал-Хакима была необычная судьба: изначально переделанная в тюрьму, а затем, в эпоху айюбидов, в большую конюшню, при французах она стала военной крепостью.
В XIX веке мечеть была практически разрушена, но в 1890 году она стала складом предметов исламского искусства.
В период правления президента Нассера часть мечети была отдана под школу.
По инициативе индийской исламской секты Бохрасов мечеть ал-Хакима была практически отстроена заново между 1980 и 1981 годами.
6- Хан ал-Халили
Хан ал-Халили - это не только самый большой базар всего Ближнего Востока и живописный народный рынок, но и один из самых примечательных и интересных монументальных районов Каира, посещение которого входит в программу всех приезжающих в столицу туристов.
Центральная часть I Хан ал-Халили находится между мечетью ал-Хакима и улицей ал-Муизза лидин Аллаха, соответствующей старинной Касабе, центральной улице Каира в фатимидскую эпоху, которая, проложенная по оси север-юг, соединяла Баб ал-Футух с Баб Зувейла. Название Хан ал-Халили происходит от слова хан, так как изначально район являлся комплексом караван-сараев, в то время называемых хана, а в эпоху османов - вакала.
Первое сооружение было построено в 1382 году (эпоха правления султана Баркука) эмиром Гаркасом ал-Халили, облюбовавшим эту зону, в то время занятую гробницами фатимидских халифов, от которых не сохранилось никаких следов. Хан ал-Халили, который быстро завоевал большую популярность, впоследствии был основательно перестроен султаном ал-Гури, полностью реконструировавшим его в 1511 году, предварительно снеся все предыдущие постройки. Хан ал-Халили продолжал расширяться и пополняться новыми караван-сараями и монументальными постройками в течение всего периода правления мамлюков, но его роль серьезно ослабевает во время правления османов. После чего, только при Мохаммеде Али району была возвращена его былая слава. В наши дни многочисленные торговые точки, составляющие его жизненную сущность, разделены на части, в зависимости от предлагаемых товаров.
Можно различить зоны с лавками золота и украшений, духов, специй и т.д. И все-таки Хан ал Халили - это не только большой торговый центр: вдоль улицы ал- Муизза, основной артерии района, расположены важные памятники, среди которых выделяются мечеть султана ал- Ашрафа Барс-бея, построенная в 1425 году, мечеть шейха Али- Мутаххара, медресе султана ас-Салиха Негм ад-Дина Айюба (1241- 1244), от которой сохранились только ворота с возвышающимся над ними характерным минаретом в стиле айюбидов и немного дальше - мавзолей этого султана.
7- Комплексы Калауна и Баркука
Комплексы XV султанов Калауна, ан- Насира и Баркука с художественной точки зрения являются самыми примечательными памятниками района к северу от Хан ал-Халили и принадлежат к числу лучших произведений мамлюкского искусства.
Грандиозные комплексы султанов Калауна, ан-Насир Мохаммеда и Баркука расположены с западной стороны улицы ал- Муизза, в районе, называемом Байн ал- Касрейн,что в переводе означает «между двумя дворцами«.
Ранее эта зона действительно располагалась между двумя дворцами правителей, которые являлись центром города в эпоху фатимидов. Калаун, правивший между 1279 и 1290 годами, стал первым султаном, построившим монументальный ансамбль, в который входила большая больница (бимаристан), принимавшая более 4000 больных в день, и медресе с прилегавшим к ней внушительным мавзолеем, ставшим его усыпальницей. В 1304 году султан ан-Насир Мохаммед, сын Калауна, правивший на протяжении 47 лет, с 1293 по 1340 год, приказал построить рядом с медресе мавзолей, готические ворота которого являются военным трофеем, вывезенным из церкви Св. Иоанна в Акре. Впоследствии, в 1386 году, султан Баркук (1382-1399), основатель династии мамлюков - черкесов, приказал возвести рядом с мавзолеем ан-Насира собственный монументальный комплекс, также состоящий из медресе и мавзолея
8- Медресе султана Хасана
Медресе- мавзолей султана Хасана, построенный между 1356 и 1363 годами у подножия Цитадели, является самым большим исламским средневековым религиозным сооружением и одним из шедевров исламской архитектуры.
Султан ал-Малик ан- Насир Хасан, седьмой сын ан-Насир Мохаммеда, взошел на трон в 1347 году в возрасте тринадцати лет. После его свержения одним из собственных братьев, султан вернулся к власти в 1354 году. В 1356 году Хасан начал работы по возведению своего медресе, которые продолжались в течение семи лет. Архитектурный проект этого гигантского сооружения, общей площадью 10200 кв. м, имеет крестообразную форму с четырьмя айванами, выходящими на центральный двор - сахн. Последний занимает площадь 1152 кв.м и в его центре располагается восьмиугольный источник для омовения, над которым возвышается купол. По четырем углам сооружения располагаются медресе (шафиитов, ханафитов, ханбалитов и маликитов), соответствующих четырем школам суннитского Ислама, каждая из которых имеет отдельный вход. Основной айван, расположенный на стороне киблы, имеет высокий свод, с которого свисают 70 цепей для светильников, некоторые из которых хранятся в Исламском музее города.
В центре айвана возвышается большая мраморная дикка (платформа), поддерживаемая тремя пилястрами и двойным рядом колонн, по четыре в каждом. Дикка расположена перед михрабом. С этой кафедры для лучшей слышимости повторялись слова имама. Рядом с искусно украшенным цветным мрамором михрабом располагается беломраморный минбар. За киблой размещается мавзолей, в центре которого находится гробница султана Хасана, убитого в 1361 году в возрасте 26 лет. Над гробницей установлен двадцативосьмиметровый купол, обрушившийся во время землетрясения в 1660 году и восстановленный в эпоху османов. Первый минарет высотой 81,6 м, расположенный в юго-западном углу сооружения, является самым высоким в исламском Каире.
9- Мечеть ал- Муайада
По строенный между 1415 и 1420 годами для исполнения данного обета, в XV веке комплекс султана ал- Муайада становится важным учебным заведением.
Султан ал-Муайад, правивший в период с 1412 по 1421 год, в 1415 году начал строительство своего монументального комплекса, состоявшего из мечети, медресе и мавзолея.
Великий арабский историк ал-Макризи повествует о том, что ал- Муайад, в пору, когда он был простым эмиром, из-за придворных интриг был брошен в ужасную темницу и там он дал обет, что если станет султаном, то на месте своего заточения построит мечеть.
Он исполнил этот обет через три года после восшествия на престол. Мечеть-медресе ал-Муайада играла важную роль в XV веке, будучи культурным и образовательным центром, а также большой библиотекой. Над фасадом ансамбля ал-Муайада возвышается большой купол мавзолея султана, в котором также находится гробница его сына Ибрагима.
На фасаде здания располагается внушительный вход, искусно украшенные бронзовые ворота которого изначально служили входом в медресе султана Хасана. Рядом со входом, украшенным цветной резьбой, располагается вырезанный в мраморе куфической вязью мусульманский символ веры: «Нет бога кроме Аллаха, и Мохаммед - пророк его«.
Два минарета мечети, одинаковые по форме и размерам, установлены над башнями южных ворот фатимидской стены - Баб Зувейла, построенных в 1092 году. Ворота получили это название благодаря солдатам-берберам из племени Завила.
Рядом со входом в каждый минарет выбиты имя архитектора Мохаммеда ибн ал- Каззаза и дата постройки (1421 - 1422), что является единственным случаем в истории мамлюкского искусства.
С платформы, расположенной над дверью между двумя минаретами, мамлюкские султаны обозревали махмал - караван, возглавлявший паломничество в Мекку.
10- Голубая мечеть
Ошибочно считаемая памятником второстепенной важности, мечеть Аксункура или «Голубая мечеть», так прозванная за великолепные голубые изразцы, обрамляющие ее киблу, на самом деле является скрытым сокровищем исламского искусства.
Шаме ад-Дин Аксункур, эмир И ловчий султана ан- Насира Мохаммеда, которому он был также зятем, в 1347 году, с восточной стороны улицы Баб ал-Вазир, построил собственную мечеть и внутри нее приказал разместить свою скромную и безыскусную гробницу. Мечеть размещается вокруг центрального двора (сахна), окруженного четырьмя портиками (риваками). В центре двора несколько пальм растут на развалинах источника для омовений, построенного эмиром Туганом в 1412 году.
Мечеть стала мавзолеем и для султана ал-Ашрафа Кучука, восьмого сына султана ан-Насира Мохаммеда, который взошел на трон в 1341 году в возрасте шести лет и правил в течение всего пяти месяцев. После этого он был заключен в Цитадель и задушен по приказу собственного брата, султана Шабана. Впоследствии, между 1652 и 1654 годами, в эпоху правления османов, мечетью завладел военный высокого ранга Ибрагим- ага Мустахфизан.
Именно к этому периоду относятся замечательные голубые изразцы с цветочными узорами (характерными для османского периода), изготовленные по всей вероятности в Дамаске, и давшие имя мечети. Изразцы расположены вдоль киблы, которую украшает редчайший в своем роде мраморный минбар с многоцветными геометрическими узорами. Другие голубые изразцы аналогичной фактуры украшают стены гробницы Ибрагим-аги, расположенной в юго- западном углу мечети. Для постройки гробницы был употреблен ценный итальянский мрамор. В этом же углу мечети размещен минарет, построенный в 1347 году и отличающийся своим круглым сечением, неизменным от самого основания до его вершины.
11- Гробницы мамлюков
Известный также под названием «северное кладбище», этот обширный некрополь, расположенный к северу от Цитадели, у подножия горы Мокаттам, включает настоящие сокровища исламской архитектуры.
Северное кладбище, получившее свое название за свое расположение к северу от Цитадели, известно также под названием «Мамлюкские гробницы» или под ошибочным названием «Гробницы халифов». Это самый большой монументальный некрополь Каира, и некоторые его мавзолеи, в которых погребены пять султанов династии мамлюков - черкесов, являются шедеврами исламского искусства и архитектуры.
Среди монументов необходимо выделить комплекс эмира султана ал-Гури Куркумаса (1501-1516), в который кроме мавзолея входят мечеть-медресе, сабил- куттаб и жилая часть. Рядом с комплексом Куркумаса расположен менее величественный комплекс султана Инала (1453-1460).
Настоящим сокровищем этого монументального кладбища является ансамбль султана ал- Ашрафа Каит-бея (1468- 1496), в который, кроме мавзолея входит медресе, элегантность и совершенство конструкции которого сочетаются с изысканностью отделки. Другим ценным памятником является комплекс сына основателя династии мамлюков-черкесов Баркука - султана Фарага ибн Баркука (1399-1405), который является самым большим на Северном кладбище, занимающим площадь более 4600 кв. м. Его конструкция отличается наличием двух минаретов и двух симметричных куполов, и включает в себя ханку или обитель суфиев и два сабил- куттаба. В молельном зале, в котором расположена гробница султана, его детей и его жен, расположен искусно украшенный минбар.
12- Ниломер
Расположенный на острове Рода, в редко посещаемом туристами спокойном и красивом месте, ниломер является самым древним исламским монументом Каира, дошедшим до наших дней практически в своем первозданном виде.
На протяжении тысячелетий Египет жил, следуя ритму Нила и его периодическим разливам, которые происходили с июля по сентябрь.
Со времен фараонов уровень воды в Ниле измерялся при помощи ниломеров - глубоких колодцев, в центре которых располагалась градуированная колонна, позволявшая произвести точное измерение уровня воды в реке и вычислить жизненно важные масштабы разлива.
В 861 году, по приказу абассидского халифа ал-Мутаваккила, в Каире, на южном окончании острова Рода, был построен ниломер (по-арабски ал-микйас, «линейка»), сохранившийся до наших дней.
13- Музей исламского искусства
В этом музее можно увидеть одну JD из самых лучших и интересных в мире коллекций исламского искусства. В экспозицию музея входят более 75000 экспонатов.
Открытый в 1903 году, Музей исламского искусства занимает часть большого здания на улице Порт- Саид, в котором ранее находилась Национальная библиотека (Дар ал- Кутуб). Коллекция музея размещена в 23 залах и разделена по стилям и материалам, из которых изготовлены экспонаты.
К примеру, в одном из залов собраны металлические предметы, в другом - экспонаты из дерева и слоновой кости и т. д. Особую ценность представляют коллекции оружия и доспехов, а также занимающая три зала коллекция керамики, в которую входят несколько самых красивых панелей Голубой Мечети. Огромный интерес представляет раздел рукописей, в котором можно увидеть экземпляры мамлюкских и османских рукописей, а также великолепные экземпляры Корана. Один из залов посвящен арабской медицине и еще один - изысканной резьбе по дереву эпохи фатимидов.