Цитадель является важнейшим элементом каирского пейзажа: это древняя крепость, увенчанная похожими на иглы минаретами великой мечети Мухаммеда Али. Вход через ворота Баб аль-Габаль находится на противоположной стороне цитадели.
Возведение укрепленного комплекса был начато Салах-ад-Дином, основателем династии Айюбидов: в христианском мире он известен как Саладин, благо- родный противник крестоносцев. Во время правления Салах-ад-Дина (1171-1193) были проведены обширные работы по укреплению города, хотя резиденцией правителей Цитадель стала только при его племяннике Аль-Камиле. Впоследствии египетские правители жили во дворцах султана Аль-Насира.
Основные объекты Цитадели в том виде, какой она предстает сегодня, связаны с именем Мухаммеда Али, достойного преемника мамлюков и турок. В 1811 году он устроил во дворце Цитадели пир с участием 470 мамлюков, уважительно попрощался с ними, а затем устроил засаду в переулке позади запертых ворот Баб аль-Азаб (сейчас закрыты для посетителей) напротив мечети Акхур. Сюжет написанной маслом картины, висящей во дворце Маньял на острове Рода, основан на рассказе мамлюка, который якобы спас свою жизнь, спрыгнув со стены прямо на лошади: в действительности он уцелел только потому, что просто не приехал на празднество.
Войдя в Цитадель, следуйте вдоль расположенной справа от вас стены в южный двор, большая часть зданий которого в настоящее время закрыта на реставрацию, в том числе и бывший монетный двор. В северной части этого огороженного пространства есть проход в центральный двор, слева от него находится лестница, ведущая наверх, к задней части главного сооружения Цитадели - мечети Мухаммеда Али.
Постройки Мухаммеда Али
Мечеть Мухаммеда Али, которая так украшает общую панораму Каира, при взгляде вблизи разочаровывает: ее купола обшиты оловом, алебастровые поверхности стен выглядят неопрятно. Тем не менее все в ней проникнуто манией величия, начиная от роскошных часов, подаренных Луи-Филиппом (в обмен на египетский обелиск, стоящий теперь на площади Согласия в Париже) и никогда не работавших, до турецкого барочного фонтана для омовений, похожего на гигантское пасхальное яйцо. Пространство внутри здания, большой купол и полу своды которого украшены, как яйцо Фаберже, организовано по классическому турецкому принципу и напоминает великие мечети Стамбула. Созвездие подсвечников и круглых ламп освещает арабские письмена в стиле «тулут», украшенный золотом михраб и два минбара, один из которых отделан алебастром, а другой выполнен в довольно неожиданном здесь стиле ар нуво. Мухаммед Али похоронен под белым мраморным надгробием, позади бронзовой решетки справа от входа. Сама мечеть была возведена в 1824-1848 годах, но в 1930-х годах купола пришлось разрушить и выстроить заново.
Непосредственно к югу от мечети Мухаммеда Али находится вход в то, что осталось от дворца Аль-Гаухара, где правитель ждал окончания резни мамлюков. Здание известно также как «Дворец сокровищ», в его залах, декорированных во французском стиле, размещается пыльная коллекция одежды девятнадцатого века, шикарной мебели и столовой посуды. Самый заметный экспонат - жемчужная модель Мечети Омара в Иерусалиме. Где-то рядом находится то место, где Святой Франциск Ассизский пытался проповедовать христианство айюбидскому правителю Аль-Камилю.
Остатки средневековых сооружений
Чтобы представить себе, как выглядела Цитадель до грандиозного строительства Мухаммеда Али, спуститесь через передний вход мечети Мухаммеда Али в центральный двор Цитадели. Справа от вас, в конце перехода из южного двора, находится мечеть султана аль-Насира (которую также называют мечетью ибн Калау- на по имени отца аль-Насира). В отличие от других мечетей Цитадели, она открыта для посетителей по пятницам, поскольку она не используется для молитв.
Во времена строительства мечети (1318-1335) мамлюки поддерживали дружественные отношения с Персией, и вполне возможно, что какой-нибудь архитектор из Тебриза придумал эти витые минареты с луковичными маковками и фаянсовый декор, а может, и сам купол, который вызывает в памяти постройки Средней Азии. После того как Селим Мрачный снял мраморную облицовку и отправил ее назад в Турцию, двор мечети стал выглядеть довольно уныло: грубо вытесанные колонны поддерживают арки с декором аблак и затяжками в фатимидском стиле. Но михраб мечети - это торжество золота и мрамора. Также обратите внимание на ступенчатые зубцы ограды и голубые, белые и серебряные украшения аркады святилища.
Выйдя из мечети, поверните направо и обойдите ее по часовой стрелке: вы увидите пустырь с барбаканами вдали. Запертые ворота не позволяют пройти к источнику Юсефа, который спиралью спускается вниз на 97 метров к Нилу; вода просачивается через трещины в породе. Этот так называемый «Источник улитки» был вырыт заключенными в период между 1176 и 1182 годами, к нему ведут земляные ступени, по которым ослики поднимали наверх сосуды с водой. Пользующаяся дурной славой тюрьма Цитадели - Джабб, «шумная яма, где грязь и зловонное дыхание, паразиты и летучие мыши делали кромешную темноту еще более ужасной», - была закрыта Аль-Насиром в 1329 году, но начала функционировать снова при более поздних мамлюкских султанах.
Национальный музей полиции
На северо-западной стороне от центрального двора ворота ведут в другой внутренний двор, в северной части которого находится Национальный музей полиции. Когда вы проходите через ворота, дверь справа от вас (с табличкой, на которой написано «Музей тюрьмы Цитадели») ведет к камерам, которые использовались по назначению, когда Цитадель служила тюрьмой. К числу знаменитых заключенных относятся Анвар Садат, арестованный британцами за шпионаж в военное время, а также Сайед Куттуб, исламский идеолог, казненный за измену в 1966 г. - его идеи вдохновляли братьев-мусульман и единомышленников Осамы Бен-Ладена. Камеры сейчас закрыты для публики, их приводят в порядок и готовят к открытию.
Необычная экспозиция музея рассказывает о некоторых наиболее сенсационных убийствах и террористических актах в Египте, хотя самое ужасное из них - убийство Анвара Садата - никак не освещено. В главном зале выставлены портреты египетских министров внутренних дел с 1878 г. Экспозиция в остальных залах начинается, если осматривать ее по часовой стрелке, с Древнего Египта (представлено оружие той эпохи и рассказано о заговоре с целью убить Рамсеса III). В следующем зале, некорректно названном «Исламский период», представлены фотографии, сделанные после убийства лорда Мойна членами сионистской военизированной группировки «Суровая банда» в Замалике в 1944 г. Здесь также рассказано о гангстере 40-х годов Аль-Хотте из Асьюта и серийных убийцах, сестрах Райе и Сакине. Жуткие убийства почти тридцати молодых девушек с целью завладеть их драгоценностями закончились казнью преступниц в 1921 году. В следующем зале выставлена модель исмаилийских казарм в уменьшенном масштабе - иллюстрация столкновения 1952 года, которое настроило общественное мнение против британской оккупации. Этот инцидент иллюстрируется также фотографиями и предметами того времени. В зале «Подделки и фальсификации» находится посмертная маска убийцы Махмуда Амина Махмуда Сулеймана, а также пресс для изготовления фальшивых банкнот. Эту тему продолжают фальшивые монеты и купюры. Поддельные старинные монеты выставлены в зале «Конфискованные предметы», здесь же находятся древние артефакты, отобранные у контрабандистов, пытавшихся нелегально вывезти их из страны.
С внешней террасы Музея полиции открывается прекрасный вид на весь город, там же вы найдете туалеты и кафе. У южного конца во рву можно увидеть расчищенные археологами остатки Каср аль-Аблак, или «Полосатого дворца» султана Аль-Насира. Для многих несчастных мальчиков-султанов, выбранных мамлюками, дворец представлял собой роскошную тюрьму, а в итоге - камеру смертников. Тем не менее Цитадель оставалась резиденцией правителей Египта около 700 лет, и Мухаммед Али предсказал, что его потомки будут править до тех пор, пока будут жить в ней. Переезд Исмаила во дворец Абдин действительно оказался предвестием упадка их власти.
Северный двор
Пройдя через Баб аль-Куллах, войдите в северный двор Цитадели, который открыт для посетителей, несмотря на то, что территория принадлежит военному ведомству. Прямо перед вами, за танками советского и американского производства, участвовавшими в четырех арабо-израильских войнах, находится старый дворец Харим Мухаммеда Али, сейчас занятый Военным музеем. Его обширная экспозиция уделяет больше внимания парадному снаряжению, чем суровой реальности войны, а главный зал с его грандиозным оформлением в стиле «тромплей» понравится даже пацифистам. В связи с военной тематикой стоит вспомнить, что Цитадель сдалась Мухаммеду Али после того, как он установил орудия на высотах Мукаттам. Электронное оборудование, которое гирляндами опоясывает их сейчас, говорит о том, что стратегически важные пункты, как правило, не теряют своего значения со временем.
Повернув направо у казарм возле входа во двор и пройдя по улочке вокруг, вы выйдете во двор с садом. Этот Музей садов под открытым небом украшен колоннами, причудливыми воротами XIX века и - это его центральный элемент - верхушкой минарета мечети Каит-бея аль-Джаткаси 1441 года. К югу находится Музей карет. Внутри него шесть королевских карет и две коляски для пикников, одна из которых принадлежала наследному принцу. Самая большая парадная карета, щедро украшенная золотом, была подарена хедиву Исмаилу императором Наполеоном III и императрицей Евгенией.
Сразу за небольшим Музеем конфискованных ценностей (в настоящее время закрыт на реконструкцию), в котором выставлены всевозможные древности времен фараонов, римского, коптского и исламского периодов, отобранные у контрабандистов. Экспонаты в первом зале включают мумию ибиса (в первом стенде справа), перед которой стоит фигурка человека в молитвенной позе, а также целый саркофаг позднего периода древнеегипетской истории. Во втором зале размещаются коптские иконы, античные манускрипты, стекло и пистолеты, все предметы снабжены забавными этикетками «Преступление № 738», «Преступление № 1296» и т. п.
Позади музея находятся два бастиона Цитадели с интересными именами. Происхождение названия Бург Киркильян (Башня сорока змей) неизвестно, а в Бург аль-Матар (Башне площадки для полетов), вероятно, размещались королевские почтовые голуби. Ни в одну из башен войти нельзя, но стоит осмотреть настоящее сокровище на другом конце этой территории, которым туристы обычно пренебрегают. Несколько покрытых патиной куполов и острых минаретов говорят о том, что мечеть Сулейман-паши была построена турками в начале XVI века. Это подтверждают и многочисленные арабески и розетки, украшающие изнутри ее купол и своды. Пройдите через внутренний двор и найдите мавзолей, где находятся гробницы эмиров и их семей с надгробиями-табут, обозначающими ранг погребенных: тюрбаны или шляпы у мужчин, украшенные цветочным узороц, жезлы - у женщин. Рядом с двором находится медресе, где студенты сдавали экзамены под поддерживаемым раскрашенными балками риваком.