Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея, сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них - Мохаммед Али, правитель Египта первой половины Х/Х века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства.
Другой - француз Огюст Мариетт, который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны. Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им , и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день Служба древностей Египта и Каирский музей, которые Мариетт возглавил в 1858.
Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила, в доме, где поселился Мариетт со своей семьей . Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей . Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло . Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила.
Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы « Аида » , удостоился титула « паша », но до самой смерти так и не увидел нового здания. Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через десять лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы - Каире.
Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду музея расположены несколько значимых памятников. Здесь выставлены находки Мариетта - сфинкс Тутмоса III из красного гранита , обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства.
Огромный вестибюль, около ста залов, расположенных на двух этажах, сто пятьдесят тысяч экспонатов и тридцать тысяч предметов в запасниках, охватывающих пяти тысячелетнюю историю Древнего Египта, - вот что представляет собой Каирский музей. Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний.
Экспонаты расположены по хронологическому принципу - на первом этаже - шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека - римского времени, а на втором - по типологии. Большая часть залов второго этажа отведена под сокровища, найденные Говардом Картером в гробнице Тутанхамона. Несомненный шедевр коллекции - сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны. Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд.
Первый этаж
Додинастический и ранний период - Зал 43
Древнее царство - Залы 31-32- 36-37-41-42-43-46-47-48
Среднее царство - Залы 11-16-21-22-26-32
Новое царство - Залы 3-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15
Поздний период - Залы 20-24-30-40-44-45
Греко-римский период - Залы 25-34-35-49-50
Зал 3
Посвящен амарнскому периоду Фараон Аменхотеп IV, основавший новую столицу в Телль эль-Амарне, связал свою жизнь с культом Атона, сияющего солнечного диска. Он открыл новую эпоху в истории религии, что нашло отражение во всех областях искусства; два Колосса Аменхотепа IV выделяются оригинальной трактовкой фигуры фараона и относятся ко второй половине его правления, когда иконографический реализм приобрел гипертрофированные формы. Их можно сравнить с более традиционной Статуэткой Эхнатона, приносящего жертвенныее дары. Особого внимания заслуживает, пожалуй, самый красивый портрет его супруги Нефертити.
Зал 26
Фараон Ментухoтеп II положил конец распрям периода Первого распада и вновь объединил Египет.
Зал 32
Различные по иконографии изображения владельцев гробниц - Статуи Рахотепа и Нофрет и Карлик Сенеб с семьей. Обратите внимание на Ложную дверь из гробницы Итети - образец погребальной архитектуры.
Зал 37
Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Первоначально ее гробница находилась вблизи захоронения ее супруга, однако после того как погребение подверглось разрушению, пусть и частичному, Хуфу перенес его к своей пирамиде в Гизе. Захоронение было открыто американским археологом Джорджем Рейснером; он обнаружил множество роскошных погребальных предметов, среди них - кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами. Однако алебастровый саркофаг был пуст.
Зал 43
В этом зале представлены памятники самого раннего периода египетской истории, от зарождения цивилизации до конца правления III династии.
-----------------------------------------------------------------------------
Второй этаж
Зал 2
Здесь хранятся сокровища из гробниц правителей ХХI и XXII династий, столицей которых был город Танис в северо-восточной Дельте.
Зал 3
Представляет Погребальную маску Тутанхамона из чистого золота, Золотую статуэтку сидящего фараона, Доспехи Тутанхамона, Ожерелье с лунной ладьей и Нагрудное украшение с крылатым скарабеем. Ювелирные изделия
Зал 4
В зале представлены шедевры египетского ювелирного искусства начиная с I династии и заканчивая Римским периодом. Эти предметы, изготовленные с исключительным мастерством, свидетельствуют о незаурядной художественной фантазии мастеров из долины Нила и стилистической и тематической преемственности их творчества.
Зал 14
Здесь находится большое количество памятников одного из самых своеобразных проявлений египетского заупокойного культа в римскую эпоху, но Портрет двух братьев, написанный на деревянной доске заслуживает особого внимания.
Зал 19
Экспонаты этого зала дают общее представление о сложном пантеоне египетских божеств и их разнообразных проявлениях. Обратите внимание на Саркофаг сокола, Стелу с изображением «Гора, стоящего на крокодилах», Статуэтку знаменитого зодчего Имхотепа, обожествленного в Поздний период, и Статуэтку богини Маат.
Зал 24
Не пропустите Остракон с изображением музыкантши, играющей на лютне и Папирус с текстом Книги мертвых из гробницы Пинуджема I.
Зал 34
Шпилька для волос и Туалетная ложечка.
Зал 35
Инкрустированный золотой Трон Тутанхамона и Игральные доски.
Зал 43
Особенно интересны деревянные и известняковые сосуды, роспись которых имитирует более долговечные материалы.
Зал 56
В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами. Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из-за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей . На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень . Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины , как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии , провожая их к погребению , точно так же, как это делали в Египте много веков назад.